Реализация данной меры позволит
привлечь в федеральный бюджет до $48 млрд. в год, подсчитали аудиторы
Газета
«Известия» 15 мая опубликовала материал о предложении Счетной палаты РФ ввести
«офшорный» налог. Привожу этот материал целиком.
Счетная
палата обратилась в Госдуму с предложением ввести «офшорный» налог — на
внешнеторговые операции российских производителей с компаниями, находящимися в
офшорных зонах. Об этом «Известиям» рассказали источники в ведомстве Сергея
Степашина. Реализация данной меры сделает экономически невыгодным заключение
таких контрактов с целью уклонения от уплаты налоговых сборов, считают
аудиторы.
Введение
«офшорного» налога в России Счетной палате представляется «существенно проще и
эффективнее», чем альтернативная мера борьбы с уклонением от уплаты сборов,
когда компания обязана платить налог с прибыли подконтрольной ей офшорной
структуры. Такая мера также предотвращает вывод дохода материнской компании под
действие низконалоговых юрисдикций.
Данный
инструмент противодействия минимизации налогообложения сегодня применяют более
чем в 15 государствах, в числе которых США, Германия, Франция, Италия, Китай и
др. Введение аналогичной меры в России потребует «значительных соответствующих
изменений налогового законодательства», отмечают в Счетной палате. Например,
придется установить критерии, согласно которым офшорные компании будут
считаться подконтрольными российским. Так, в США для этого требуется владеть
более 10% голосующих акций офшора, а в Дании и Италии — более 25%.
Также
придется установить, что под действие данной меры не будут подпадать те
подконтрольные офшорные фирмы, которые ведут реальную хозяйственную
деятельность.
Введение
же «офшорного» налога, по мнению Счетной палаты, сопряжено с меньшими
сложностями.
В
настоящее время «офшорный» налог предусмотрен законодательством Республики
Беларусь. Согласно ему, при исполнении белорусскими компаниями внешнеторговых
контрактов, заключенных с офшорами, подлежит уплате в бюджет сбор в размере 15%
от объема операций. При этом налогом облагаются не только платежи, но и
неденежные обязательства (поставка товаров, выполнение работ и т.п.), и
операции, связанные с переходом имущественных прав в рамках таких контрактов.
С
сентября прошлого года на Украине обсуждаются законодательные изменения,
согласно которым операции с контрагентами, зарегистрированными в офшорных
зонах, будут ,облагаться налогом в размере 12%. Предполагается, что средства
будут поступать в Пенсионный фонд государства.
Аудиторы
подсчитали, что применение в России сбора, аналогичного офшорному,
предусмотренному в Республике Беларусь (в размере 15%), позволит дополнительно
пополнять федеральный бюджет на $48,18 млрд в год (расчет произведен исходя из
объема внешнеторговых операций за прошлый год).
—
Среди плюсов «офшорного» налога — достаточно простое администрирование и
отсутствие необходимости создания сложных механизмов и вложения средств,
поддерживает позицию аудиторов юрист Иван Соловьев. С одной стороны,
установление сбора, по его словам, действительно приведет к сокращению практики
прямых переводов средств, а с другой — породит схемы по многоступенчатой
пересылке средств.
С
экспертом соглашается и начальник аналитического управления банка
БКФ Максим Осадчий.
—
Введение офшорного налога приведет лишь к использованию дополнительных
фирм-«прокладок» из стран, не входящих в список офшорных зон. Вряд ли эта
инновация развернет вспять отток капитала из России и сократит масштабы
уклонения от налогов, — говорит Осадчий.
В
свое время президент, говоря о необходимости деофшоризации отечественной
экономики, подчеркнул, что нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия
налоговой информации. По мнению аналитиков, имелось в виду, что если при выборе
юрисдикции бизнес принимает решение в пользу чужого законодательства, то
следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в
нормотворчестве, в практике применения законов.
—
Президент ни слова не сказал о том, что использование офшоров надо сделать
невыгодным для наших предпринимателей. К тому же всем известно, что большая
часть средств, уходящих в офшоры, потом возвращается обратно в виде инвестиций
и вложений в бизнес, — говорит Соловьев.
Конечно,
если стоит задача собрать налоги любой ценой, то такая схема налога, как в
Белоруссии, безусловно, эффективнее, чем налогообложение доходов контролируемых
иностранных компаний, считает налоговый консультант Светлана Огаджанянц.
«Офшорный» сбор у соседей России, по ее словам, — это налог на оборот, прибыль
от сделки в этом случае никого не волнует.
—
При таком подходе ставка налога безусловно высока, оптимально она не должна
превышать 1,5–2%, — говорит Огаджанянц.
Введение
«офшорного» налога — спорная инициатива, особенно в условиях ослабления
экономического роста в стране, считает старший аналитик Национального
рейтингового агентства Максим Васин.
По
его словам, все законные механизмы борьбы с использованием офшоров для
избежания налогов существуют, и при желании их можно заставить работать. В
числе таких механизмов — проверка офшорных компаний на юридическую и
экономическую фиктивность, борьба с отмыванием доходов на уровне банков и др.
—
В стране же, где даже государственные компании, такие как «Газпром», «Роснано»,
ВТБ и прочие используют офшорные механизмы для оптимизации налогов, надеяться
на «офшорный» налог бессмысленно, — говорит Васин.
В
числе тех, кто регистрировал компании в офшорах, — зампредправления «Газпрома»
Валерий Голубев, гендиректор «Газпром социнвест» Борис Пайкин, сенатор Дмитрий
Ананьев, являющийся совладельцем Промсвязьбанка, экс-президент «Ростелекома»
Александр Провоторов и практически вcе россияне-миллиардеры из списка Forbes.
Комментариев нет:
Отправить комментарий