Но с этим
сложно согласиться
14 мая я уже писал о том, какие подходы
существуют на сегодняшний день в судебной практике по вопросу о том, является
ли правомерным привлечение проверяемого лица к ответственности за
непредставление истребуемых документов, если срок их представления выпадает на
тот период, когда выездная проверка в отношении данного лица является приостановленной
(см. здесь).
Но данную
проблему можно рассматривать и под другим углом, а именно, в рамках другого
вопроса – о правомерности самого решения
налогового органа об истребовании документов в ситуации, когда оно выносится
одновременно с решением о приостановлении выездной проверки проверяемого лица.
Это в свою очередь говорит о наличии не одного, а двух или более средств
правовой защиты проверяемого лица при наличии конфликта с налоговым органом по
рассматриваемому вопросу (можно пытаться оспаривать как решение о привлечении к
ответственности за непредставление документов, так и само требование об их
представлении, хотя последний вариант, как показывает судебная практика, обычно
является малоэффективным).
В рамках того
дела, которое рассмотрел ФАС Уральского
округа, события развивались следующим образом.
При
проведении Управлением ФНС повторной выездной налоговой проверки им 09 сентября было вынесено решение о
приостановлении этой проверки с 07
сентября, а 06 сентября вынесено
и направлено требование о представлении документов.
Проверяемое
лицо обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования о
представлении документов.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истребование документов за один день до
начала действия решения о приостановлении проверки является незаконным,
поскольку оба указанных акта начинают действовать одновременно (с учетом ст.
6.1 НК РФ - на следующий день после их вынесения) и, таким образом, требование
о представлении документов вступает в силу уже в период действия решения о
приостановлении проверки.
Суд кассационной инстанции исходил из того, что требование о
представлении документов было направлено до того, как началось действие решения
о приостановлении проверки (требование направлено 06 сентября, а проверка
приостановлена с 07 сентября).
И вот здесь
суд кассационной инстанции с одной стороны признал, что из системного толкования совокупности норм
НК РФ следует, что приостановление
выездной налоговой проверки исключает не только возможность осуществления
налоговым органом каких-либо действий в отношении проверяемого лица, в том
числе проверку документов и иных сведений, истребованных им у проверяемого
лица, но и обязанность налогоплательщика
представлять истребованные налоговым органом документы. Эта позиция в
пользу налогоплательщика.
Но, тем не
менее, касаясь оценки законности самого требования о представлении документов, суд
исходил из того, что оно является
правомерным, поскольку вынесено до приостановления проверки, а, кроме того,
не оспорено по существу.
Судебные акты по данному делу - здесь.
По всей видимости,
точку в этом споре мог бы поставить ВАС
РФ, учитывая, что по данному
вопросу отсутствует единообразная арбитражная практика. Например, при
рассмотрении одного из дел ФАС
Московского округа пришел к выводу о том, что при вынесении в один и тот же
день требования о представлении документов и решения о приостановлении выездной
проверки, оба судебных акта (с учетом ст. 6.1 НК РФ) вступают в силу
одновременно на следующий день и, таким образом, документы истребуются уже в
период приостановления проверки, что является для признания незаконными
действий налогового органа по истребованию документов (см. Постановление ФАС МО от
22.03.2010 по делу № А40-94715/09-99-710
(здесь)).
Комментариев нет:
Отправить комментарий