пятница, 24 мая 2013 г.

Внимание! ГосДума приняла во втором чтении резонансный законопроект № 196666-6


НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ЖДЕТ МНОГО НОВЕЛЛ


24 мая ГосДума единогласно (385 голосов) приняла во втором чтении один из самых резонансных финансовых законопроектов этого года, содержащий в себе целый ряд значимых поправок в Налоговый кодекс РФ. Это законопроект № 196666-6 (о противодействии незаконным финансовым операциям), о котором я уже много писал в этом блоге. Все поправки, которые были подготовлены Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам, были приняты и уже есть все основания полагать, что в таком виде они и найдут отражение в НК РФ.

Что же изменилось в содержании этого законопроекта (в части изменений в НК РФ) по сравнению с первым чтением? Что вообще нового? Если условно разбить все новеллы на несколько групп, то обнаруживается следующее (САМОЕ ОСНОВНОЕ).

 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ


Отклонено положение о том, что налогоплательщик обязан обеспечить получение почтовой корреспонденции от налогового органа по своему юридическому адресу. Взамен этого у налогоплательщиков, да и то не у всех, а только тех, кто обязан представлять налоговую декларацию в электронной форме, появляется обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС всех документов, которые используются налоговыми органами в своей работе. Эти налогоплательщики будут обязаны представлять налоговым органам квитанцию о приеме таких документов в 6-дневный срок с момента их отправки.

Если в течение указанного 6-дневного срока налогоплательщик не передаст налоговому органу такую квитанцию, то ему условно дается еще 10 дней, чтобы исполнить эту обязанность, но этот 10-дневный срок касается не любых квитанций, а только тех, которые должны подтверждать прием следующих документов:

- требование о представлении документов;
- требование о представлении пояснений;
- уведомление о вызове в налоговый орган.

Если же и в течение указанного 10-дневного срока налогоплательщик не передаст квитанцию о приеме какого-либо из трех названных документов, то налоговый орган вправе будет приостановить его операции по счетам в банке.

 
КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Устанавливается особый порядок камеральных проверок следующих деклараций (с предоставлением налоговым органам дополнительных полномочий при их проведении):
1)    Уточненная декларация с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
 
2)    Убыточная декларация с отражением убытка соответствующего (текущего) периода.
При камеральной проверке указанных деклараций налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые обосновывающие пояснения. При представлении пояснений налогоплательщик вправе (но не обязан) представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в указанные декларации.
 
3)    Уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате или с увеличением суммы убытка, представленная по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации.
При проведении камеральной проверки указанной декларации налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

4)    Декларация по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества. При ее проверке налоговый орган вправе истребовать у этого участника: сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

Налоговые органы получают дополнительные полномочия при камеральной проверке декларации по НДС в следующих случаях:

1)    Выявление противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в этой декларации;

2)    Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в этой декларации, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению декларации по НДС)

3)    Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в этой декларации, сведениям об указанных операциях, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое возложена такая обязанность.

При этом во втором и третьем случаях имеются в виду не любые несоответствия, а только те, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Во всех трех случаях налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

ОТДЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1)    Предусматривается возможность истребования вне рамок налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) не только информации, но и документов о конкретной сделке.
2)    Предусматривается возможность проведения осмотра при проведении специальных (углубленных) камеральных проверок деклараций по НДС. При этом осмотр территорий и помещений проверяемого лица допускается на основании мотивированного постановления лица, проводящего проверку, которое подлежит утверждению руководителем (заместителем) налогового органа. Такое же постановление необходимо и для доступа на территорию или в помещение проверяемого лица.

ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ

Банки обязаны:
1) сообщать в налоговый орган информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
 
2) выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Эти справки могут быть истребованы при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС в случае проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ («встречная» проверка).

Комментариев нет:

Отправить комментарий