Обоснованный
запрос об уточнении реквизитов документов исключает вину
На практике значительное количество споров о
привлечении к налоговой ответственности за непредставление документов по ст.
126 или ст. 129.1 НК РФ связано с вопросом о возможности представления этих
документов в условиях, когда соответствующее требование налогового органа не
содержит точных реквизитов, позволяющих идентифицировать данные документы.
Практика
по таким спорам складывается по-разному. Одни суды считают, что при наличии в
требовании о представлении документов их общих наименований или признаков
проверяемое лицо само должно определить какие из имеющихся у него документов
относятся к этим документам.
Другие суды исходят из того, что налогоплательщик
не обязан сам вычислять какие конкретно документы нужны налоговому органу, если
последний в требовании о представлении документов не указал их точных
реквизитов.
В
условиях такой неопределенности некоторые налогоплательщики в случае получения
ими неконкретизированного требования о представлении документов выбирают
наиболее оптимальный мягкий вариант поведения в отношениях с налоговым органом. Они информируют налоговый орган о том,
что не могут определить какие именно документы у них истребованы и просят
налоговый орган уточнить свое требование. И как показывает практика такая
модель поведения приносит свои плоды: суды признают незаконным привлечение к
налоговой ответственности по ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ.
Вот и в
рассматриваемом деле в адрес общества в рамках «встречной» проверки (т.е. в
порядке ст. 93.1 НК РФ) были выставлены требования о предоставлении документов.
Общество сообщило инспекции о невозможности представления документов без
указания их точных реквизитов, позволяющих их идентифицировать. В целях
предоставления истребованных документов оно просило уточнить их реквизиты. При
этом часть документов, реквизиты которых были указаны в требованиях, была инспекции
представлена.
Тем не
менее, налоговый орган привлек общество к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
При
рассмотрении дела суды установили, что при
истребовании документов ни в требовании, ни в поручении налоговые органы не
указали сведения (номера, даты, предмет договоров; номера, даты, суммы, вид
реализуемых или закупаемых товаров, указанных в счетах-фактурах, товарных
накладных и иных поименованных в требовании и поручении первичных документах
бухгалтерского и налогового учета), позволяющие налогоплательщику
идентифицировать сделки (договоры) с контрагентами заявителя, и те документы,
которые по ним истребуются.
И вот
здесь суды, учитывая, что требования о предоставлении документов (информации)
ответчика не соответствуют закону, и заявитель
не отказывался от предоставления документов, а напротив, просил привести данные
требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить
данные требования, пришли к выводу об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему налоговом
правонарушении.
Судебные
акты по делу: здесь.
И еще на
одну деталь стоит обратить внимание в этом деле и взять ее себе на вооружение.
Налоговый орган истребовал у этого общества также книгу покупок и книгу продаж в полном объеме, хотя выездная
проверка проводилась в отношении только некоторых его контрагентов и поэтому
налоговый орган вправе был запросить лишь выписку из данных книг по этим
контрагентам.
Суд
признал неправомерным такое истребование, указав, что истребование книги покупок и книги продаж в полном объеме не
соответствует целям проверки отдельных контрагентов общества, поскольку они
содержат в себе информацию о покупках и продажах товара в целом по всем
контрагентам заявителя (Постановление
ФАС ПО от 16.04.2013 по делу № А65-19324/2012)
Комментариев нет:
Отправить комментарий