суббота, 11 мая 2013 г.

Основные направления налоговой политики: (выпуск 2 – «Контроль за счетами и вкладами обычных физических лиц (не ИП)»)

Налоговые органы смогут получать информацию о счетах и вкладах физ. лиц, не являющихся предпринимателями


Продолжаю обзор Оновных направлений налоговой политики РФ на 2014-2016 годы, который я начал здесь. Помимо уже сказанного Основные направления предусматривают предоставление налоговым органом права на получение информации о счетах и вкладах обычных физических лиц, т.е. лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Вот как это звучит в самом тексте данного документа:
«Предлагается предоставить  налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 931 Кодекса».

То есть налоговые органы получают практически неограниченный доступ к информации о счетах и вкладах простых граждан, операциям по этим счетам и остатках денежных средств по ним. Правда, эта возможность обусловлена:
- необходимостью получения согласия руководителя вышестоящего налогового органа;
- проведением налоговой проверки физического лица или другого лица.




На мой взгляд, эти условия-ограничения имеют скорее символический характер, поскольку получение согласия вышестоящего налогового органа вряд ли окажется затруднительным, а что касается проведения проверки, то в тексте прямо не говорится о том, что информация может истребоваться только в ходе налоговой проверки (а не до или после ее окончания). Поэтому, скорее всего, налоговые органы будут собирать ее и в рамках предпроверочных мероприятий.

К слову сказать, первый шаг на пути к контролю за счетами и вкладами физических лиц был сделан еще в прошлом году с принятием Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ, которым были внесены поправки в п. 2 ст. 86 НК РФ, предоставляющие налоговым органам право истребовать соответствующую информацию на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Ну а сейчас дальнейшие аппетиты налоговых органов в плане получения данной информации похоже намерены реализоваться в нашумевшем правительственном законопроекте № 196666-6, упрощенно именуемом «О противодействии незаконным финансовым операциям». Он был принят ГосДумой 22 февраля 2013 и в нем есть следующие положения: «Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих лиц, а также в случаях взыскания налога с физических лиц». Как видим, здесь у налоговых органов свободы действий по получению информации еще больше чем в основных направлениях, а именно:

- нет необходимости получения согласия вышестоящего налогового органа на истребование соответствующей информации;
- информация может истребоваться не только в рамках налоговых проверок, но и в рамках мероприятий налогового контроля, не входящих в налоговую проверку (как строго формализованную процедуру налогового контроля с определенными сроками ее проведения), а также в рамках процедуры взыскания налога.

Это положение законопроекта № 196666-6 кем уже только не критиковалось, в том числе и Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам. В заключении этого комитета отмечалось, что:
1) необходимость доступа налоговых органов к массивам информации о счетах физических лиц вызывает сомнение. В частности, указанная информация не может быть использована в процессе взыскания налога с физических лиц, поскольку нормами ст. 48 НК РФ такое право налоговым органам не предоставлено. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом обязанности по уплате налога (сбора, пеней, штрафов) налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм, а в рамках судебного производства справки по счетам и вкладам физических лиц могут быть выданы кредитными организациями судам в соответствии с действующим законодательством.
2)  Неочевидной представляется и реальная возможность использования настоящей информации при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля. В частности, факт нахождения на счете физического лица денежных средств, а также совершение операций со средствами на счете (пополнение, снятие, перевод) не свидетельствуют о получении налогоплательщиком доходов.

В связи с этим большой интерес представляет то, каким же образом объясняется необходимость получения данной информации в самих Основных направлениях. А там говорится следующее:
«Налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля устанавливают факты участия физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в схемах уклонения от налогообложения, в том числе бенефициариев – конечных получателей необоснованной налоговой выгоды. Распределение в пользу этих физических лиц и перераспределение между ними финансовых потоков в этих случаях скрыто от контроля налоговых органов, поскольку в настоящее время налоговые органы не наделены правом получать от банков для целей налогового контроля сведения в отношении счетов (вкладов) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для целей налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью».

То есть налоговым органам фактически нужна информация обо всех элементах цепочки движения денежных средств в рамках той или иной незаконной, на их взгляд, схемы. Им нужны какие-то дополнительные аргументы получения проверяемым лицом необоснованной налоговой выгоды. Вот только насколько далеко может зайти интерес налогового органа в получении информации о наших счетах и вкладах и не окажется ли он чрезмерным. Это очень и очень большой вопрос.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий