среда, 8 мая 2013 г.

Можно ли прекратить процедуру взыскания налога, подав «уточненку»? (Анализ постановления ФАС СЗО от 17.04.2013 по делу № А56-22649/2012)


Подача нулевой «уточненки» прекращает уже начатую процедуру взыскания налога

 

К такому выводу при рассмотрении одного из дел пришел ФАС Северо-Западного округа. Судебные акты по делу здесь.
История дела такова: налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС и по ее итогам принял решение об отказе налогоплательщику в возмещении НДС и о доначислении НДС в определенном размере. Решение вступило в силу, было выставлено требование об уплате налога. Налогоплательщик сразу по окончании срока исполнения требования представил в налоговый орган уточненную декларацию по НДС за тот же период с суммой налога к уплате равной нулю.
Налоговый орган, само собой, процедуру взыскания налога из-за этого не прекратил и вскоре вынес решение о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Вот тут-то и встал вопрос о правомерности продолжения налоговым органом процедуры взыскания недоимки в ситуации, когда им получена уточненная налоговая декларация, по данным которой у налогоплательщика нет никакой недоимки по налогу. Вправе ли в такой ситуации налоговый орган продолжать исполнять свое решение о взыскании налога?


Суды, рассматривавшие дело, ответили на этот вопрос отрицательно: не вправе. При этом их позиция строилась на выводах, которые Налоговым кодексом напрямую не предусмотрены, а именно:
1) Данные первоначальной декларации были аннулированы самим налогоплательщиком путем подачи уточненной налоговой декларации. Любопытно, не правда ли? Где в НК РФ говорится о том, что подача уточненной декларации аннулирует данные первоначальной декларации? В п. 9.1 ст. 88 НК РФ? Но в этой норме речь идет о ситуации, когда уточненка подается до принятия решения по итогам камеральной проверки или даже до составления акта проверки. (О спорных моментах этой ситуации я писал здесь). А о ситуации, когда уточненка подана уже после принятия этого решения и, тем более, после вступления его в силу, ни в этой норме ни в других нормах речи не идет.
2) Принятые решения (о взыскании налога) остаются в силе, но не подлежат исполнению, поскольку они основаны на данных аннулированной декларации, и доначисленная сумма недоимки не может считаться достоверной, равно как и начисленные на эту сумму пени и штрафные санкции. Тоже достаточно любопытный довод, вытекающий из первого довода.
3) Инспекция должна была прекратить действия по взысканию недоимки, штрафа и пеней, начисленных на основании данных первоначальной декларации, даже несмотря на наличие решений Инспекции (о взыскании налога), не оспоренных налогоплательщиком.
Справедливости ради стоит отметить, что эти выводы сделаны в ситуации, когда по итогам проверки уточненки налоговый орган не выявил нарушений. А если бы выявил, то в этом случае суды бы тоже стали утверждать, что подача уточненки аннулирует данные первоначальной декларации (по крайней мере, в части расхождений между показателями двух деклараций)? Утверждать не берусь, но позицию судов по данному делу в целом поддерживаю. Реквизиты итогового судебного акта по делу: постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 по делу № А56-22649/2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий