Одного лишь бездоказательного предположения
проверяющих о сокрытии документов недостаточно
Споры о признании недействительными постановлений
налоговых органов о производстве выемки документов не относятся на сегодняшний день к числу
распространенных (во всяком случае – на уровне кассационной инстанции). Это
обусловлено различными причинами: от нежелания спорить (особенно когда
изъятые документы впоследствии возвращены) до неверия в положительные
перспективы такого спора (особенно в связи с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 18120/10, в
котором была признана законность выемки оригиналов документов в связи с
недостаточностью их копий для проведения экспертизы).
Любопытно, что нередко
налогоплательщики наоборот настаивают на проведении у них выемки документов в
связи с нежеланием ксерокопировать значительное количестве истребуемых у них
налоговым органом документов (такой пример я уже приводил здесь).
Тем не менее, если уж спор
о незаконности выемки возникает, то он, как правило, приобретает принципиальный
характер. Как известно, НК РФ предусматривает 2 основания для производства
выемки (правда, Президиум ВАС в вышеназванном постановлении № ВАС-18120/10 фактически разбил одно
из этих оснований надвое, прикрепив к нему необходимость проведения экспертизы,
и в итоге мы имеем теперь 3 основания для производства выемки):
1)
непредставление в установленный срок при проведении
выездной проверки истребованных налоговым органом документов (п. 4 ст. 93 НК
РФ);
2)
недостаточность копий документов при наличии у
налогового органа достаточных оснований полагать, что необходимые подлинники
документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п.
8 ст. 94 НК РФ);
3)
недостаточность копий документов и возникшая в связи с
этим необходимость изъятия документов для проведения экспертизы (Постановление
Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № ВАС-18120/10).
Причем под «недостаточностью копий документов» в одних
случаях может пониматься количественная
недостаточность, когда у проверяемого лица истребовались копии
документов, но он их представил не в полном объеме, в других – качественная недостаточность,
исходящую из того, что копия документа не может восполнить те или иные
необходимые качества его оригинала.
Из всех оснований
наибольшее количество споров возникает по второму основанию, когда у налогового
органа есть подозрения утраты необходимых ему документов. Что означает
формулировка «наличие достаточных
оснований полагать»? Что это за основания? Чем они могут быть
подтверждены (доказаны) и нужно ли их доказывать вообще?
Именно с этими вопросами и
пришлось разбираться судам при рассмотрении дела № А03-12548/2012, при движении по инстанциям спор о законности
выемки решался то в пользу налогоплательщика, то в пользу налогового органа, но
завершился (пока в кассации) победой налогоплательщика.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что в
материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что
налоговый орган до производства выемки документов направлял (вручал)
предприятию письменное требование о представлении документов, мотивированное
недостаточностью документов, а также доказательств, свидетельствующих о том,
что в период проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик
предпринимал попытки к сокрытию или уничтожению документов, пришел к выводу,
что налоговый орган не доказал наличие у
него достаточных оснований (мотивов) для принятия оспариваемого постановления
об осуществлении выемки документов.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция исходила из
того, что материалами дела подтверждается необходимость проведения проверочных
мероприятий ввиду возникшего у Инспекции
предположения о фиктивности хозяйственных операций с соответствующими
контрагентами. Вот только каким
образом фиктивность хозяйственных операций автоматически свидетельствует о том,
что налогоплательщик попытается скрыть документы? Ответа на этот вопрос
не последовало.
И только суд кассационной инстанции расставил
все по своим местам, отметив следующие обстоятельства:
1) в материалах дела не имеется доказательств,
свидетельствующих о том, что налоговый орган до производства выемки документов
направлял (вручал) предприятию письменное требование о представлении
документов, мотивированное недостаточностью документов (несколько неожиданный вывод, но тем не менее);
2) у апелляционного суда отсутствовали основания для
отмены решения суда, указавшего, что ни в постановлении о производстве выемки,
ни в протоколе выемки не указаны какие либо обстоятельства, связанные с
осуществлением заявителем конкретных сделок с контрагентами, не указаны
сведения, свидетельствующие о наличии оснований для подозрений в фиктивности
осуществленных сделок, равно как и отсутствует указание на необходимость
проведения конкретных форм налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ, в
частности, на необходимость проведения экспертизы;
3) фактическое изъятие у налогоплательщика документов
на основании протокола выемки при отсутствии в материалах дела доказательств о
наличии достаточных и законных оснований для его вынесения, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов
Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
вследствие чего Предприятие лишилось возможности использовать для защиты своих
интересов в ходе проведения выездной налоговой проверки документы, изъятые у
него налоговым органом, и вести надлежащий бухгалтерский учет с использованием
этих же документов.
И наконец, была отвергнута ссылка суда апелляционной
инстанции на уже упомянутое постановление
Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 18120/10, поскольку необходимости и
намерений проведения налоговым органом почерковедческой экспертизы ввиду
возникшего у него предположения о фиктивности хозяйственных операций с
соответствующими контрагентами не установлено; в постановлении о выемки
документов в качестве мотива не указана необходимость проведения упомянутой
экспертизы. Более того, как пояснил представитель налогового органа, такая
экспертиза в ходе проведения выездной налоговой проверки не проводилась.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции
отменил постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение о
признании недействительным постановления налогового органа о производстве
выемки документов.
Правда, вопросы все равно остались. Вот если бы в
постановлении о производстве выемки (именно в нем) все же были бы указаны
сведения, свидетельствующие о наличии оснований для подозрений в фиктивности
осуществленных сделок, то изменилась бы позиция суда кассационной инстанции или
нет?
Судебные
акты по данному делу: здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий