Несколько странное Постановление
ВАС порождает вопросы
На
сайте газеты «Учет.Налоги.Право» размещен материал «Надо ли удерживать НДФЛ с невозвращенного подотчета» (здесь), в котором
сделан общий вывод о том, что НДФЛ с невозвращенных подотчетных средств
удерживаться должен. В подтверждение этому выводу приводится ссылка на недавнее
Постановление Президиума ВАС РФ от
05.03.2013 № 13510/12 (есть также аналогичное постановление от 05.03.2013 №
14376/12 (здесь),
а также на письмо Минфина РФ от
24.09.2009 № 03-03-06/1/610.
Действительно,
и в упомянутых постановлениях Президиума и в письме Минфина РФ речь идет о
необходимости удержания НДФЛ с невозвращенного подотчета. Вот только сравнительный
анализ названных актов дает основания полагать, что остался не до конца
решенным вопрос о том в какой момент у
работодателя (налогового агента) возникает соответствующая обязанность.
В
указанном письме Минфина, например, речь идет о ситуации, когда возврат
денежных средств, которые были выданы работнику под отчет, оказался невозможен,
например, в течение срока исковой давности или если организация приняла решение
о прощении долга работника. Здесь датой
получения бывшим работником организации дохода в виде невозвращенных сумм
денежных средств, выданных под отчет, будет являться дата, с которой такое
взыскание стало невозможно, или дата принятия соответствующего решения (о
прощении долга).
Минфин
здесь говорит именно о «бывшем» работнике, поскольку в адресованном ему вопросе
фигурировал работник, который уволился. Но такая позиция могла бы быть
применена и к действующему работнику.
Что
касается постановлений Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 13510/12 и № 14376/12,
то в них речь идет о действующих работниках, которые получили денежные средства
под отчет, но не подтвердили надлежащими документами расходование указанных
сумм, а также приобретение на них и оприходование товарно-материальных
ценностей. Суд признал правомерным удержание с налогового агента НДФЛ с
невозвращенных сумм, но при этом не дал ответа на вопрос о том, в какой момент
должен быть исчислен и удержан этот налог.
Вместе
с тем, если исходить из фабулы дела, то налоговый орган там проводил выездную
проверку за период с 01.01.2006 по
30.11.2009 (за 3 года и 11 месяцев), установил, что в каждом из проверяемых
периодов имело место снятие с расчетного счета налогового агента денежных
средств под отчет при этом применительно, в т.ч. и по суммам снятым в 2009
году, отсутствовали документы, подтверждающие внесение в кассу снятых с
расчетного счета денежных средств.
Акт
проверки и решение по итогам ее рассмотрения датированы 2010 годом. К этому
времени подотчетные лица продолжали работать, срок давности взыскания с них
подотчетных сумм еще не истек, информации о прощении долга не имеется. Тем не менее, при доначислении налоговому
агенту НДФЛ сумма налога была исчислена таким образом, что в нее вошла и сумма
НДФЛ, начисленная по невозвращенным подотчетным денежным средствам 2009 года.
И это несмотря на то, что проверкой был охвачен не весь 2009 год целиком,
подотчетные лица имели возможность надлежащим образом отчитаться по подотчетным
средствам и в декабре в 2009 года и впоследствии.
Таким
образом, при сопоставлении письма Минфина РФ от 24.09.2009 № 03-03-06/1/610 и Постановления
Президиума ВАС РФ № 14376/12 обнаруживается несоответствие подходов по вопросу
о том, когда налоговый агент должен удержать НДФЛ по невозвращенным подотчетным
средствам.
Но
стоит отметить, что в указанном постановлении Президиума вопрос об определении этого
момента не исследовался, а принимался как свершившийся факт. Оценка законности
решения налогового органа в этой части не осуществлялась (оценивалась лишь сама
необходимость удержания НДФЛ с таких средств). Поэтому тот факт, что суд
исходил из обоснованности необходимости удержания НДФЛ в том же налоговом периоде,
в котором не были возвращены подотчетные средства, еще не говорит о том, что
именно так и должно быть.
В
связи с этим по вопросу о моменте удержания НДФЛ по невозвращенным подотчетным
средствам возникла некоторая
неопределенность, которая может создавать соответствующие налоговые риски
доначисления налоговым органом НДФЛ при таких же обстоятельствах, которые
изложены в Постановлении Президиума ВАС РФ № 14376/12. И при возникновении споров следует ориентироваться на письма Минфина по
данному вопросу и акцентировать внимание суда на том, что вопрос об определении
момента удержания НДФЛ предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ не являлся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий