Так решила коллегия судей ВАС, отказав в передаче дела в Президиум
Коллегия судей ВАС РФ
вынесла определение об отказе в передаче дела в Президиум по заявлению
налогового органа относительно одного из наиболее спорных на сегодняшний день
вопросов, связанных со сроком исполнения требования о представлении документов
в ходе выездной проверки. (Судебные акты по делу здесь.)
Имеется в виду
ситуация, когда налогоплательщик получает требование о представлении документов
одновременно с вынесением решения о приостановлении выездной проверки или
непосредственно перед таким приостановлением. Например, требование о
представлении документов получено 13 или 14 мая, а решение о приостановлении
проверки принято 15 мая. В этом случае последний день срока исполнения
такого требования неизбежно выпадет на день, когда выездная проверка будет
являться приостановленной.
И возникает сразу
несколько взаимосвязанных вопросов:
1) приостанавливается ли течение срока
исполнения требования о представлении документов в ходе выездной проверки, если
приостановлена сама выездная проверка?;
2) подлежит ли проверяемое лицо
ответственности, если последний день срока исполнения требования о
представлении документов пришелся на период приостановления выездной проверки и
документы в этот день не были представлены (а были, представлены, например,
только в день возобновления проверки)?
По мнению налогового
органа, налогоплательщик подлежит в этом случае привлечению к ответственности. Он
настаивал на этом и в направленной в ВАС РФ надзорной жалобе. Но коллегия судей
оставила в силе судебные акты нижестоящих судов, принятые по рассматриваемому
вопросу в пользу налогоплательщика. При этом коллегия сделала следующий
достаточно смелый и напрямую не следующий из норм НК РФ вывод: «приостановление
выездной налоговой проверки исключает возможность осуществления инспекцией
каких-либо действий в отношении проверяемого лица, в данном случае – проверку
документов и иных сведений, необходимых для проведения этой проверки,
истребованных ею у проверяемого налогоплательщика».
А если обратиться к
соответствующей статье НК РФ, то согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, «на
период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию
документов у налогоплательщика,
которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при
проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения
выемки), а также приостанавливаются действия
налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика,
связанные с указанной проверкой».
То есть, по большому
счету, после получения проверяемым лицом требования о представлении документов,
налоговый орган, приостановив выездную проверку не осуществляет активных
действий по истребованию документов и не находится на территории
налогоплательщика. Тем не менее, суды, рассматривающие аналогичные споры в
пользу налогоплательщика (в т.ч. и коллегия ВАС по данному делу),
руководствуются именно п. 9 ст. 89 НК РФ.
В заключение я приведу небольшой фрагмент из своей
работы: «Истребование документов как мероприятие налогового контроля», который
наглядно демонстрирует отсутствие единообразной практики по рассмотренному выше
вопросу.
Истечение
срока исполнения требования о предоставлении документов после приостановления
или окончания налоговой проверки
На практике нередко
возникают случаи, когда после направления проверяемому лицу требования о
предоставлении документов налоговый орган прекращает налоговую проверку
(независимо от ее вида) или приостанавливает выездную налоговую проверку. В
этой ситуации возникает вопрос о том сохраняется ли у налогоплательщика
обязанность по предоставлению документов в ранее установленный срок. В
отдельных случаях можно ставить вопрос и о праве
налогоплательщика представить эти документы налоговому органу, несмотря на
окончание проверки.
Рассмотрим эти
вопросы подробнее. Что касается приостановления
выездной проверки, то вопрос здесь можно сформулировать следующим образом:
влечет ли приостановление выездной проверки автоматическое приостановление
срока на предоставление документов по требованию налогового органа,
направленному и полученному налогоплательщиком до приостановления данной
проверки. От ответа на данный вопрос зависит наступление или ненаступление
негативных для налогоплательщика правовых последствий непредставления им
документов в установленный срок (в частности, привлечение к налоговой
ответственности по ст. 126 НК РФ).
Позиция налоговых
органов здесь сводится к тому, что поскольку законодательством о налогах и
сборах не предусмотрено приостановление течения установленного ст. 93 НК РФ
срока для исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении
документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки, то он
обязан предоставить эти документы в том числе и во время приостановления
проверки.
С налоговыми органами
по данному вопросу солидарен и Минфин РФ, который в письме от 03.07.2008 № 03-02-07/1-246 прямо так и указал, что «законодательством о налогах и сборах не
предусмотрено приостановление течения установленного ст. 93 Кодекса срока для
исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении
документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки».
Однако в арбитражной
практике суды по-разному подходят к решению данного вопроса.
Так, при рассмотрении
одного из дел признано правомерным привлечение налогоплательщика к
ответственности по п. 1 ст.
126 НК РФ, несмотря на то, что требование было направлено налоговым органом
за день до приостановления налоговой проверки (постановление
ФАС МО от 28.04.2009 N КА-А40/3228-09).
Еще в одном случае суд
фактически пришел к выводу, что приостановление проведения выездной налоговой
проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности представить
запрошенные налоговым органом документы, если требование было выставлено до приостановления
проверки (постановление ФАС ПО от
23.12.2010 N А57-6890/2010).
В постановлении по
другому делу отмечается, что приостановление налоговой проверки не установлено
нормами статьи 93 НК РФ в качестве основания для продления срока представления
копий документов налогоплательщиком (постановление
ФАС ЗСО от 02.09.2011 № А75-9865/2010).
Тем не менее, суды
признают, что конструкция п. 9 ст. 89 НК РФ допускает двоякое ее толкование, не
является ясной и четкой в понимании, что может рассматриваться как смягчающее
обстоятельство при привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление
истребуемых документов в период приостановления проверки (постановление ФАС ЗСО от 06.10.2011 по делу № А81-5222/2010).
Но есть и целый ряд
судебных актов, в которых суды по рассматриваемому вопросу заняли сторону
проверяемого лица.
Например, в одном
случае было отмечено, что поскольку в предусмотренный для исполнения требования
срок проведение выездной проверки было приостановлено, то у налогоплательщика
отсутствовала обязанность исполнить указанное требование (постановление ФАС УО от 21.01.2010 № Ф09-11059/09-С3).
При рассмотрении
другого дела суд пришел к выводу о том, что в действиях проверяемого лица
отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный п. 1 ст.
126 НК РФ, поскольку истребованные документы представлены обществом хотя и
с нарушением предусмотренного п. 3
ст. 93 НК РФ десятидневного срока, но до возобновления проведения выездной
налоговой проверки. Суд исходил из того, что согласно положениям п. 9 ст.
89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной
налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по
истребованию документов у налогоплательщика (постановление ФАС МО от 30.09.2009 № КА-А40/9717-09).
Еще по одному делу
суд отклонил довод налогового органа о том, что законодательством о налогах и
сборах не предусмотрено приостановление течения установленного ст. 93 НК РФ
срока для исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о
представлении документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки,
и отметил, что «предусмотренное п. 9 ст.
89 НК РФ приостановление в значении данного слова применяется только в
отношении тех действий, которые имеют место быть на момент такого
приостановления» (постановление ФАС
ВСО от 27.07.2011 № А78-343/2011). С позицией суда в данном случае можно
полностью согласиться, поскольку после направления налоговым органом требования
о предоставлении документов, он уже не совершает каких-либо проверочных
действий, связанных с истребованием этих документов. Течет лишь срок на их
предоставление.
Наконец, есть и еще
одна позиция, которая представляет собой некий компромисс между интересами
налоговых органов и налогоплательщиков. Она сводится к тому, что проверка была
приостановлена, налогоплательщик представил истребованные документы хоть и
позже установленного в требовании срока, но до возобновления выездной проверки,
то состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, отсутствует (постановление ФАС МО от 30.09.2009 №
КА-А40/9717-09). То есть здесь, с одной стороны суд исходил из того, что
приостановление выездной проверки не приостанавливает срок исполнения
требования о предоставлении документов, но с другой стороны налогоплательщик
освобождается от несения негативных последствий в виде привлечения к ответственности
даже несмотря на нарушение указанного срока.
В некоторых случаях,
налоговые органы в один и тот же день предъявляют налогоплательщику как
требование о предоставлении документов, так и решение о приостановлении
выездной проверки. Причем, требование может быть получено налогоплательщиком
даже на несколько часов раньше чем указанное решение. Суды в данной ситуации исходят
из того, что налогоплательщик не только не обязан исполнять такое требование в
период приостановления проверки, но и само выставление требования является
неправомерным. Это объясняется закрепленным ст. 6.1. НК РФ порядком исчисления
сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, которые начнут течь
одновременно, начиная со следующего дня после получения требования о
предоставлении документов и решения о приостановлении проверки (постановление ФАС МО от 22.03.2010 №
КА-А40/989-10).
Комментариев нет:
Отправить комментарий