четверг, 9 мая 2013 г.

Основные направления налоговой политики: (выпуск 1 – «Налоговые проверки»)


Налоговый контроль будет ужесточаться, гайки - закручиваться


Именно такой вывод напрашивается сам собой при анализе Основных направлений налоговой политики РФ на 2014-2016 гг., о которых я уже коротко упоминал (здесь). Привожу выдержки из этого документа, касающиеся процедуры проведения камеральной налоговой проверки.


«Актуальным является совершенствование процедуры камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС, налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах, меньших ранее заявленных. При этом предлагается предоставить налоговым органам для целей налогового контроля право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы, а также проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 91, 92, 95-97 Кодекса.

Налоговым органам предлагается предоставить право при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (увеличена сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений».

Таким образом, налицо тенденция сближения процедур проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в том плане, что в определенных случаях при проведении камеральных проверок будут наделяться более широкими полномочиями при их проведении, практически сопоставимыми с теми, которые они имеют при проведении проверок выездных.

Это случаи представления налогоплательщиком следующих деклараций:
1)              Убыточная декларация (т.е. декларация, в которой указан убыток, при этом не уточняется какой именно убыток имеется в виду: по всем операциям, по отдельным);
2)              Уточненная декларация с уменьшением налога к уплате (увеличением налога к возмещению).

Для случаев представления убыточной декларации предусматриваются более жесткие последствия: а) возможность истребования налоговыми органами практически неограниченного круга документов, подтверждающих достоверность данных таких деклараций, вплоть до первичных документов; б) возможность проведения таких мероприятий налогового контроля (хотя некоторые из них при камеральных проверках проводятся уже давно, просто не узаконены) как: осмотр (с правом доступа на территорию налогоплательщика), экспертиза, привлечение специалиста и переводчика. Примечательно, что самое негативное мероприятие (выемка документов и предметов) в предлагаемом перечне контрольных мероприятий не названа.

При представлении уточненной декларации с уменьшением налога налоговый орган будет иметь расширенные полномочия по проведению контрольных мероприятий не во всех случаях, а только если такая декларация представлена по истечении 2 лет со дня истечения срока представления первоначальной декларации за соответствующий налоговый период. При этом в Основных направлениях ничего не говорится о возможности проведения в этом случае более широкого перечня контрольных мероприятий.

Если посмотреть на те законопроекты, которые на сегодняшний день уже находятся в Государственной Думе, то можно отметить, что в некоторых из них уже предусмотрено расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных проверок. Речь идет о следующих законопроектах:

Законопроект № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (принят ГосДумой в первом чтении 22.02.2013). Предусмотрено истребование широкого круга документов и право проведения расширенного круга контрольных мероприятий (включая выемку) для следующих случаев:

1)         Выявление противоречий, расхождений в декларации по НДС;
2)               Выявление противоречий между содержанием декларации по НДС налогоплательщика и в декларации, представленной другим налогоплательщиком.

Предусмотрен этим законопроектом и ряд последствий представления убыточной или уточненной («к уменьшению») налоговой декларации, но они сформулированы не так жестко как в Основных направлениях. Это право истребования документов, подтверждающих достоверность сведений уточненной декларации, размер убытка, а также право требовать предоставления пояснений причин возникновения убытка.

Законопроект № 146719-6 «О внесении изменений в статью 88 части первой и статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен в ГосДуму 06.10.2012 Волгоградской областной Думой).

Им предусматривается, что при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации с заявленными суммами убытков, документы, подтверждающие формирование налоговой базы (суммы убытка).

Комментариев нет:

Отправить комментарий