среда, 19 августа 2015 г.

Издержки на списание копеечной безнадежной налоговой задолженности превышают саму задолженность




Просматривая картотеку арбитражных дел в части рассмотрения налоговых споров в первой инстанции, обнаружил, что в последнее время все чаще встречаются дела о взыскании с налогоплательщиков т.н. «копеечных» сумм, издержки по взысканию которых явно превышают сами эти суммы налоговой задолженности.
Вот, например, в деле № А60-27021/2015 налоговый орган обратился к налогоплательщику-организации с заявлением о взыскании налоговой задолженности в размере 1 рубля 56 копеек. Причем он обратился в суд со значительным пропуском срока давности взыскания налога (требование об уплате налога направлено в 2009 году, а обращение в суд с заявлением о его взыскании последовало лишь в 2015 году).
Суд, как и следовало ожидать, отказал налоговому органу в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании налога.
Возникает вопрос о целесообразности таких судебных процессов. Причину обращения налогового органа с таким заявлением в суд может быть еще как-то можно объяснить. НК РФ не предусматривает автоматического списания налоговой задолженности с истекшим сроком давности к ее взысканию. В силу подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ для того, чтобы признать налоговую задолженность безнадежной ко взысканию с целью последующего списания, необходимо наличие судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

И здесь уже возникает вопрос о целесообразности упрощения именно законодательного механизма признания налоговой задолженности безнадежной ко взысканию и ее списания. Ведь очевидно, что на сегодняшний день издержки на списание копеечной безнадежной налоговой задолженности превышают саму эту задолженность.
Между тем, законодатель иногда принимает нормы, направленные на массовое списание налоговой задолженности («семерых одним ударом»), но делает это очень избирательно, в отношении лишь некоторых групп налогоплательщиков.
Например, относительно недавно была «почищена база» в отношении организаций, отвечающих признакам недействующего юридического лица. Статьей 4 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ было установлено, что признаются безнадежными к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2015 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Поэтому что, собственно говоря, препятствует законодателю принять аналогичную норму в отношении налоговой задолженности крайне незначительного размера, образовавшейся более трех или хотя бы пяти лет назад и до сих пор непогашенной и висящей мертвым грузом в базе без возможности ее принудительного взыскания. Это освободило бы и суды да и сами налоговые органы от явно излишней работы по списанию такой задолженности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий