четверг, 27 августа 2015 г.

Обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ возникает не в момент образования у работника дохода, а в момент его фактической выплаты (Постановление АС ЗСО от 24.06.2015 по делу № А67-6682/2014)




Некоторые налоговые органы до сих пор не видят разницы между ст. 223 НК РФ, определяющей момент возникновения (образования) у налогоплательщика (в т.ч. работника) налогооблагаемого дохода, и ст. 226 НК РФ, устанавливающей срок для исполнения обязанности по перечислению НДФЛ в бюджет (в т.ч. при выплате дохода работнику).
Вот и в деле, рассмотренном Арбитражным судом Западно-Сибирского округа, (дело № А67-6682/2014) налоговый орган считал, что налоговым агентом должен быть перечислен удержанный налог не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемого по правилам ст. 223 НК РФ.
То есть, он исходил из того, что при выплате дохода в виде оплаты труда налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, то есть не позднее дня, следующего за последним днем месяца, за который ему был начислен доход; налоговый агент же перечислял НДФЛ в бюджет в иные даты, поскольку в соответствии с коллективным договором, заключенным между налоговым агентом и его работниками, дата выплаты заработной платы работникам - 14 число месяца, следующего за отчетным. Соответственно, перечисление суммы исчисленного и удержанного налога осуществлялось налоговым агентом не позднее дня перечисления дохода со счетов налогового агента в банке на счета налогоплательщиков (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Рассматривая спор в пользу налогового агента, суды исходили из того, что отражение начислений и удержаний в документах бухгалтерского учета на последний день месяца, за который работнику начислен доход за выполненные трудовые обязанности, свидетельствует об исчислении суммы дохода в виде оплаты труда и суммы налога, но не о его выплате; документального подтверждения того, что в последний день месяца налоговый агент осуществлял фактическое перечисление доходов со своего счета в банке на счета налогоплательщиков, в материалах дела не содержится.
Суд кассационной инстанции отметил: «Учитывая, что п. 2 ст. 223 НК РФ не регулирует порядок и сроки перечисления налоговым агентом в бюджет сумм удержанного у налогоплательщика НДФЛ при фактической выплате ему денежных средств путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации на счета работников, нижестоящие суды пришли к верному выводу о том, что взыскание с налогового агента штрафа и пеней осуществлено неправомерно».
Судебные акты по делу здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий