понедельник, 24 августа 2015 г.

Проценты за пользование чужими денежными средствами, не имеющие характер неустойки, признаются доходом в порядке аналогичном для процентов по займу (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-03-06/2/45657)




Минфин в своем письме от 07.08.2015 № 03-03-06/2/45657 ответил на вопрос о том, в какой момент (в каком порядке) включаются в доходы/расходы по налогу на прибыль проценты за пользование чужими денежными средствами, если налогоплательщик применяет метод начисления.
При этом речь идет не о процентах по ст. 395 ГК РФ как можно предположить на первый взгляд, а о процентах за просрочку денежного обязательства по договору о срочных сделках на финансовых рынках. Примерные условия такого договора утверждены приказом ФСФР от 28.12.2011 № 11-3600/пз-н. По условиям такого типового договора эти проценты признаются процентами за пользование чужими денежными средствами и в то же время не являются неустойкой.
По мнению Минфина, такие проценты учитываются в доходах/расходах в том же порядке, что и проценты по займу (п. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272 НК РФ). То есть такие проценты за пользование чужими денежными средствами признаются доходом (расходом) и включаются в состав соответствующих доходов (расходов) на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором.
Исходя из содержания данного письма Минфина, вполне можно предположить, что такую же позицию Минфин займет и применительно к процентам, предусмотренным ст. 317.1 ГК РФ, которые по своей правовой природе тоже не являются неустойкой (санкцией).




Вопрос: О включении в доходы (расходы) по налогу на прибыль процентов за пользование чужими денежными средствами, если налогоплательщик применяет метод начисления.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 августа 2015 г. N 03-03-06/2/45657

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания процентов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Федеральная служба по финансовым рынкам приказом от 28 декабря 2011 г. N 11-3600/пз-н согласовала Примерные условия договора о срочных сделках на финансовых рынках (далее - примерные условия), утвержденные Саморегулируемой (некоммерческой) организацией "Национальная ассоциация участников фондового рынка".
Статьей 7.1 Примерных условий предусмотрена возможность начисления процентов в случае просрочки одной из сторон исполнения денежного обязательства, которые признаются в документе процентами за пользование чужими денежными средствами и не являются неустойкой.
Порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций процентов установлен пунктом 6 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 8 статьи 272 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 328 Кодекса проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету.
Признание доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, определяемую в порядке, установленном соответственно пунктом 6 статьи 271 и пунктом 8 статьи 272 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, проценты за пользование чужими денежными средствами признаются доходом (расходом) и включаются в состав соответствующих доходов (расходов) на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
07.08.2015



Комментариев нет:

Отправить комментарий