понедельник, 17 августа 2015 г.

ФНС тоже смягчает позицию по вопросу о контроле цен между взаимозависимыми лицами в неконтролируемых сделках (Письмо ФНС от 16.06.2015 № ЕД-2-13/710@)




     Некоторое время назад я уже писал о том (здесь), что Минфин наконец-то начал смягчать свою жесткую позицию о возможности контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами в случае, когда такие сделки не признаются контролируемыми по основниям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ. Изначально, как известно, Минфин настаивал на том, что территориальные налоговые органы в рамках обычных (камеральных и выездных) проверок вправе осуществлять такой контроль цен. Но после целого ряда успехов налогоплательщиков в судах в борьбе с такой позицией (в частности, здесь), Минфин свою позицию смягчил.

      А теперь и ФНС России в письме от 16.06.2015 № ЕД-2-13/710@ указала на то, что «в случае если сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса) признаются контролируемыми, контроль соответствия цен в таких сделках рыночным ценам осуществляет Федеральная налоговая служба.

В случае если сделки между взаимозависимыми лицами не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, контроль соответствия цен, применяемых в таких сделках, рыночным ценам осуществляется территориальными налоговыми органами в ходе выездных и камеральных налоговых проверок при условии выявления необоснованной налоговой выгоды».

То есть такую формулировку ответа, на мой взгляд, необходимо трактовать как: если территориальный налоговый орган в ходе камеральной или выездной проверки не выявил признаков необоснованной налоговый выгоды, то он не вправе ссылаться на "нерыночность" цены сделки, если стороны сделки хотя и являются взаимозависимыми лицами (лицами, приравненными к взаимозависимым), но сама сделка не соответствует признакам контролируемой. Критерии необоснованной налоговой выгоды естественно остаются субъективными (на усмотрение налоговиков). Не раскрывается (как раньше) эта выгода через т.н. "манипулирование ценами".
    В письме уже нет оговорки о том, что территориальные налоговые органы вправе в рамках обычных проверок проверять рыночность цен в сделках между ВЗЛ, если нормы части второй НК указывают на то, что налоговая база по тому или иному налогу определяется с учетом правил ст. 105.3 НК РФ. Конечно, можно возразить, мол отсутствие такой оговорки еще не означает, что ФНС совсем отказалась от своей трехзвенной концепции контроля цен. Но на мой взгляд отсутствие указанной оговорки все же лучше чем ее присутствие.



Вопрос: О применении положений ст. ст. 20 и 40 НК РФ; об определении цен в сделках между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми; об осуществлении контроля соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным ценам.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 16 июня 2015 г. N ЕД-2-13/710@

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение по вопросам применения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
1. С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ), в соответствии с которым Кодекс дополнен разделом V.1, положения которого определяют правила осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Согласно статье 4 Закона N 227-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
При этом положения статей 20 и 40 Кодекса со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса до дня вступления в силу указанного Закона N 227-ФЗ, то есть до 01.01.2012.
2. Положения раздела V.1 Кодекса применяются исключительно к сделкам между взаимозависимыми лицами, а также к сделкам, приравненным к сделкам между взаимозависимыми лицами (например, сделки налогоплательщика с резидентами офшорных зон).
В свою очередь цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными и, как следствие, такие доходы для целей налогообложения не могут быть скорректированы.
3. В случае если сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса) признаются контролируемыми, контроль соответствия цен в таких сделках рыночным ценам осуществляет Федеральная налоговая служба.
В случае если сделки между взаимозависимыми лицами не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, контроль соответствия цен, применяемых в таких сделках, рыночным ценам осуществляется территориальными налоговыми органами в ходе выездных и камеральных налоговых проверок при условии выявления необоснованной налоговой выгоды.
В случае если вы располагаете сведениями о предполагаемых нарушениях законодательства о налогах и сборах, то вы можете представить их в налоговый орган для рассмотрения по существу поставленных вопросов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
16.06.2015



Комментариев нет:

Отправить комментарий