понедельник, 17 августа 2015 г.

ЭК ВС рассмотрит спор о моменте начала применения новой кадастровой стоимости земельного участка при изменении вида его разрешенного использования (Определение ВС РФ от 07.08.2015 № 304-КГ15-5375)



    

     Верховный Суд РФ постепенно продолжает разбираться с наследием Президиума ВАС РФ в части налоговых споров. 17 сентября Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ собирается рассмотреть спор по вопросу о моменте начала применения новой кадастровой стоимости земельного участка при изменении вида его разрешенного использования в течение налогового периода (дело № А46-12281/2014).
     Как известно, в настоящее время в силу абз. 4 п. 1 ст. 391 НК РФ, «изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом».
     Но данная норма действует лишь с 01.01.2015 года, в то время как ранее соответствующий вопрос по-разному решался на уровне судебной практики и даже был, наконец, решен на уровне Президиума ВАС в постановлении от 06.11.2012 № 7701/2012 по делу № А46-10030/2011, но с одним различием в обстоятельствах дела, которое судья ВС Анатолий Першутов, передавая дело на рассмотрение экономической коллегии ВС, посчитал существенным.

     В деле, рассмотренном Президиумом ВАС, изменение вида разрешенного использования земельного участка привело к уменьшению кадастровой стоимости последнего и необходимости определения момента, с которого для целей исчисления земельного налога должна применяться новая кадастровая стоимость. Налоговый орган в том деле исходил из того, что указанное уменьшение не должно влиять на исчисление земельного налога в рамках того периода, в котором оно произошло (т.е. за все 12 месяцев календарного года земельный налог должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января этого года). Налогоплательщик и поддержавшие его суд первой инстанции и Президиум ВАС исходили из того, что отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении  вида  разрешенного  использования  земельных  участков,  не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости,  рассчитанной  за  соответствующий  период  исходя  из измененного вида разрешенного использования (т.е. налогоплательщик вправе исчислять земельный налог, исходя из изменившейся кадастровой стоимости участка, не дожидаясь начала следующего календарного года).
     В деле, которое вынесено на рассмотрение экономической коллегии, изменение вида разрешенного использования земельного участка привело не к уменьшению, а к увеличению кадастровой стоимости последнего и, соответственно, к ухудшению положения налогоплательщика в рамках налогового периода.
     И здесь уже налогоплательщик считает, что изменение  кадастровой  стоимости  земельного участка  в  течение  налогового  периода,  подлежит  учету  при  определении налоговой базы в следующем налоговом периоде применительно к положениям ст. 5 НК РФ.
     Стоит отметить, что из текстов судебных актов судов нижестоящих инстанций не усматривается, что налогоплательщик ссылался где-либо на ст. 5 НК РФ. Если же обратиться к этой статье,  определяющей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, то прямой нормы, защищающей интересы налогоплательщика здесь на первый взгляд нет. Однако сразу вспоминаются ситуации, когда нормативно-правовые акты субъектов РФ, являющиеся основой для определения кадастровой стоимости земельных участков и приводящие к увеличению этой стоимости, не успевали вступить в силу до наступления очередного налогового периода, а вступали в силу уже в течение этого периода.
     Конституционный Суд здесь исходил из того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (Определение ВС РФ от 03.02.2010 № 165-О-О).
     Возможно подход, изложенный в этом и других актах КС РФ, можно распространить и на порядок вступления в силу для целей налогообложения правовых актов, устанавливающих новый вид разрешенного использования земельного участка, поскольку такой правовой акт одновременно влечет и изменение кадастровой стоимости этого участка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий