понедельник, 17 августа 2015 г.

ФНС подтвердила свою позицию о дополнительных критериях признания физлица резидентом РФ для целей реализации норм НК РФ о деоффшоризации (Письмо ФНС от 30.06.2015 № ЗН-3-17/2536@)



 
     Я уже писал о том, что ФНС России в этом году упорно отстаивает свою позицию о том, что для целей применения международных договоров по вопросам налогообложения критерии резидентства физического лица могут определяться иным образом, чем указано в нормах НК РФ. При этом, по мнению ФНС, данные критерии должны применяться не только для решения вопросов исчисления НДФЛ, но и для определения наличия или отсутствия обязанности  по представлению уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о КИК (здесь).

     Соответственно, такая позиция ФНС влечет риск того, что по состоянию на 31.12.2015 года у некоторых лиц возникнет обязанность по представлению уведомления об участии в иностранных организациях, если на момент приобретения в 2015 году контролирующей доли участия в иностранной организации приобретатель не имел статуса резидента РФ и указанная обязанность у него в тот момент не возникла. И эта обязанность должна быть исполнена в течение месячного срока (т.е. в течение января 2016 года).

     И вот еще одно письмо ФНС от 30.06.2015 № ЗН-3-17/2536@, в котором налоговая служба подтверждает свою раннюю позицию. (По всей видимости, речь в нем идет о ситуации, когда по итогам календарного года, исходя из количества дней пребывания в этом году на территории РФ, физическое лицо считает себя резидентом не РФ, а Чехии).

     ФНС указала следующее:  «Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (в том числе из пункта 2 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995) следует, что физическое лицо может также рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

По мнению ФНС России, предусмотренная статьей 25.14 Кодекса обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает по итогам любого налогового периода (календарного года), за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев».



Вопрос: О представлении физлицом в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 30 июня 2015 г. N ЗН-3-17/2536@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о статусе физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации в целях применения законодательства о контролируемых иностранных компаниях и сообщает следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ (далее - Закон) в 2015 году налоговые резиденты Российской Федерации обязаны представить в налоговые органы уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 года в срок не позднее 15 июня 2015 года. Уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года включительно.
Таким образом, физическое лицо обязано представить уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в срок не позднее 15 июня 2015 года, если на указанную дату указанное физическое лицо:
1) владеет долей участия в иностранной организации свыше 10% уставного (складочного) капитала данной организации и (или)
2) является учредителем иностранной структуры без образования юридического лица, и (или) лицом, осуществляющим контроль в отношении иностранной структуры, и (или) лицом, имеющим фактическое право на доход в отношении такой структуры.
В соответствии с абзацами первым, третьим и четвертым пункта 3 статьи 25.14 Кодекса с 15 июня 2015 года налоговые резиденты Российской Федерации представляют уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в налоговые органы не позднее одного месяца:
1) с даты возникновения доли участия в иностранной организации свыше 10% уставного (складочного) капитала иностранной организации, изменения или прекращения такой доли;
2) с даты возникновения участия в иностранной структуре без образования юридического лица (в силу учреждения, осуществления контроля над такой структурой или фактического права на доход такой структуры) и прекращения такой структуры,
в случае если вышеуказанные основания возникли после 15 мая 2015 года.
Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения Закона не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в пункте 2 статьи 207 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц".
В связи с вступлением Закона в силу объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц был расширен. Пункт 3 статьи 208 Кодекса дополнен подпунктом 8.1, предусматривающим, что в такой объект включаются суммы прибыли контролируемой иностранной компании (далее - прибыль КИК).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, поскольку прибыль КИК относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (в том числе из пункта 2 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995) следует, что физическое лицо может также рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
По мнению ФНС России, предусмотренная статьей 25.14 Кодекса обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает по итогам любого налогового периода (календарного года), за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Н.С.ЗАВИЛОВА
30.06.2015


Комментариев нет:

Отправить комментарий