пятница, 28 августа 2015 г.

Отсутствие обвинительного приговора в отношении директора не освобождает его от возмещения вреда бюджету, причиненного неперечислением руководимой им организацией НДФЛ в бюджет (Постановление Президиума Кемеровского областного суда 10.08.2015 № 44г-46)




В последнее время, согласно статистике Следственного комитета России, количество уголовных дел по налоговым преступлениям неуклонно растет. Соответственно, растет и количество взаимосвязанных с ними гражданско-правовых и налоговых споров, связанных, в первую очередь с выбором надлежащего субъекта, обязанного возместить потери бюджета, причиненные неуплатой налога.
Гражданско-правовые споры, в основной своей массе, связаны с ситуацией, когда в отношении директора организации вынесен обвинительный приговор, где он признан виновным в совершении одного из налоговых преступлений, предусмотренных ст.ст. 199, 199.1 УК РФ, и в отношении него либо еще в рамках уголовного дела либо в самостоятельном процессе заявляется иск о возмещении им вреда, причиненного бюджету неуплатой (неперечислением) руководимой им организацией налога в бюджет.
Во многих подобных делах заявление о возмещении ущерба подается налоговым органом лишь тогда, когда в отношении директора обвинительный приговор был вынесен, в котором его вина в совершении преступления установлена. Но в последнее время все чаще встречаются дела, где уголовное дело по налоговому преступлению в отношении директора организации хотя и было возбуждено, но до обвинительного приговора так и не дошло в связи с различными обстоятельствами (амнистия, истечение срока давности). Такие гражданско-правовые споры решаются по-разному, некоторые суды не взыскивают с директора ущерб в отсутствие обвинительного приговора, в котором установлена его вина (возможно в том числе и по той причине, что отождествляют вину в уголовно-правовом смысле с виной в гражданско-правовом смысле).

Но есть и такие дела, где отсутствие обвинительного приговора в отношении директора не является препятствием для взыскания с него ущерба бюджету, причиненного неуплатой (неперечислением) налога возглавляемой (или ранее возглавляемой) им организацией. Примером тому стало, например, постановление Президиума Кемеровского областного суда от 10.08.2015 № 44г-46.
Организация удержала НДФЛ со своих работников, но не перечислила его в бюджет. В отношении директора организации было возбуждено уголовное дело, но впоследствии прекращено за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Неперечисленный НДФЛ налоговый орган не смог взыскать за счет имущества организации и обратился в суд с заявлением соответствующей суммы с бывшего директора в качестве возмещения вреда бюджету.
Однако мнения судов трех инстанций в этом деле разошлись.
Суд первой инстанции вынес решение в пользу налогового органа. директор, осознавая ответственность своего должностного положения, являясь распорядителем имущества и финансовых средств ООО "...", определяя приоритетность направления платежей, в личных интересах, выразившихся в том, что, имея реальную возможность производить уплату налога на доходы физических лиц, направил удержанный налог на выплату заработной платы себе и работникам руководимого им общества, на выдачу денежных средств в подотчет для приобретения материалов, необходимых для осуществления деятельности ООО "...", административно-хозяйственные расходы, и другие цели, необходимые для осуществления деятельности общества, тем самым, обеспечивая финансовую стабильность общества, и, как результат, дальнейшее пребывание в должности генерального директора ООО "..." с гарантированным получением высокой заработной платы, и, имея прямой умысел на неисполнение обязанностей налогового агента, а именно: неперечисление в бюджет НДФЛ, грубо нарушая нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, принял решение не исполнять обязанности налогового агента, а распоряжаться удержанными суммами НДФЛ в размере ... рублей в своих личных интересах и интересах руководимого им ООО.
Апелляционная инстанция с таким подходом не согласилась, указав, что «удовлетворение требований налогового органа о взыскании неуплаченных юридическим лицом налогов за счет личных средств физического лица, в том числе, подозревавшегося в совершении преступления, предусмотренного... Уголовного кодекса Российской Федерации, не основано на законе, так как лицом, обязанным в настоящем случае уплатить налоги, является не физическое лицо, обвиняемое в преступлении, а организация».
Кассационная инстанция отменила апелляционное определение, исходя из того, что:
1)                Во-первых, как разъяснил Конституционный Суд РФ в определениях N 1470-О от 17 июля 2012 года и N 786-О от 28 мая 2013 года, прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности не освобождает виновного от обязательств по возмещению нанесенного ущерба и компенсации причиненного вреда.
2)                 Во-вторых, (самый интересный довод) последствия прекращения уголовного дела по не реабилитирующим основаниям директору были разъяснены и понятны, на рассмотрении дела по существу и проверке доказательств подсудимый не настаивал, своего оправдания не требовал. Имея право на судебную защиту и публичное состязательное разбирательство дела, он сознательно отказался от доказывания незаконности уголовного преследования и связанных с этим негативных последствий для него, в том числе, в виде необходимости возмещения вреда, причиненного не перечислением в бюджетную систему налога на доходы физических лиц в размере ... рублей.
Итоговый вывод: противоправные действия ответчика явились причиной невозможности исполнения организацией обязательств по перечислению НДФЛ, что привело к возникновению гражданско-правового обязательства (вытекающего из деликта) ответчика по возмещению вреда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий