ГосДума пока так и не смогла принять налоговый
законопроект № №254686-6
"О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации" об отнесении на расходы по налогу на прибыль
организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной
торговли товарами. Этот законопроект шел в налоговом
календаре ГосДумы самым первым по списку и изначально планировался к
рассмотрению на 14 июня.
Несмотря на то, что инициатором законопроекта является
Правительство РФ, сразу два Комитета ГосДумы подготовили на него свои
отрицательные заключения и предложили законопроект к отклонению.
Ниже я привожу текст
заключения Комитета по бюджету и налогам.
Смотрите также видеорепортаж об этом законопроекте здесь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального
закона № 254686-6 «О внесении
изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (в части отнесения на
расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении
деятельности в области розничной торговли товарами)», внесенному Правительством
Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона № 254686-6
«О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль
организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной
торговли товарами)», Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект предусматривает
возможность учета в составе внереализационных расходов потерь в виде выявленной
по итогам инвентаризации недостачи товаров, относящихся к видам продукции по
перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, при осуществлении
деятельности в области розничной торговли. Указанные потери учитываются в размере, не превышающем 0,75
процента выручки, полученной от реализации товаров, относящихся к видам
продукции по упомянутому выше перечню.
Для применения предлагаемой нормы налогоплательщик должен
обеспечить раздельный учет выручки от реализации товаров через секции
самообслуживания и выручки от реализации товаров иными способами, а также
раздельный учет выручки от реализации товаров, относящихся к видам продукции по
перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и недостачи
указанных товаров. В целях недопущения злоупотреблений недобросовестными
налогоплательщиками, осуществляющими торговую деятельность, при списании на
расходы убытков от потерь, законопроектом предусмотрено подтверждение акта об
итогах инвентаризации представителем аудиторской организации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию,
прилагаемому к законопроекту, ежегодные потери доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации составят от 10 до 15 млрд. руб., в том
числе,
потери доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составят
от 9 до 13,5 млрд. руб. Однако источники компенсации этих потерь законопроектом и сопроводительными материалами к нему не определены.
потери доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составят
от 9 до 13,5 млрд. руб. Однако источники компенсации этих потерь законопроектом и сопроводительными материалами к нему не определены.
Вместе с этим вызывает сомнение обоснованность
содержащегося в пояснительной записке к законопроекту предположения о том, что
реализация предлагаемой законодательной меры позволит позитивно повлиять на
уровень конечного потребления посредством снижения розничных цен. Как
свидетельствует анализ правоприменительной практики, предоставление налоговых
преференций в отношении субъектов предпринимательской деятельности не влечет за
собой снижения цен на производимые (реализуемые) ими товары, работы, услуги.
Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что в
соответствии с действующим положением подпункта 5 пункта 2 статьи 265
Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к внереализационным
доходам уже приравниваются расходы в виде недостачи материальных ценностей в
производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия
виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В
связи с тем, что в указанном подпункте и проектируемом подпункте 51
пункта 2 статьи 265 Кодекса фактически идет речь об одних и тех же убытках,
полученных в связи с выявлением недостачи, нельзя исключить вероятность
возникновения коллизии указанных выше правовых норм.
Согласно пункту 1 статьи 1 законопроекта к внереализационным
расходам приравниваются расходы в виде выявленной по итогам инвентаризации
возникающей при осуществлении деятельности в области розничной торговли
товарами недостачи товаров, относящихся к видам продукции по перечню,
утверждаемому Правительством Российской Федерации. Представляется, что
делегирование Правительству Российской Федерации полномочия по определению
соответствующего перечня наряду с отсутствием в пояснительной записке к
законопроекту информации о предполагаемом содержании такого перечня, не
позволяет четко определить круг налогоплательщиков, которые смогут
воспользоваться предусматриваемой законопроектом налоговой преференцией.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности» аудитом признается независимая проверка
бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения
о достоверности такой отчетности. С
учетом решаемых в рамках аудиторских проверок задач вызывает сомнение
правомерность предъявления требования об обязательном участии аудиторских
организаций в проводимых процедурах инвентаризации (включения аудиторов в
состав инвентаризационной комиссии).
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует
Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 254686-6 «О внесении изменений в статьи 265 и 272
части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на
расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении
деятельности в области розничной торговли товарами)».
Председатель Комитета
А.М.Макаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий