вторник, 18 июня 2013 г.

ГосДума пока не принимает налоговый законопроект по списанию расходов от хищений в супермаркетах


ГосДума пока так и не смогла принять налоговый законопроект № №254686-6 "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" об отнесении на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами. Этот законопроект шел в налоговом календаре ГосДумы самым первым по списку и изначально планировался к рассмотрению на 14 июня.
Несмотря на то, что инициатором законопроекта является Правительство РФ, сразу два Комитета ГосДумы подготовили на него свои отрицательные заключения и предложили законопроект к отклонению.
Ниже я привожу текст заключения Комитета по бюджету и налогам.

Смотрите также видеорепортаж об этом законопроекте здесь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона   № 254686-6 «О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)», внесенному Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона № 254686-6  «О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)», Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.

Законопроект предусматривает возможность учета в составе внереализационных расходов потерь в виде выявленной по итогам инвентаризации недостачи товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, при осуществлении деятельности в области розничной торговли. Указанные потери  учитываются в размере, не превышающем 0,75 процента выручки, полученной от реализации товаров, относящихся к видам продукции  по упомянутому выше перечню.

Для применения предлагаемой нормы налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет выручки от реализации товаров через секции самообслуживания и выручки от реализации товаров иными способами, а также раздельный учет выручки от реализации товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и недостачи указанных товаров. В целях недопущения злоупотреблений недобросовестными налогоплательщиками, осуществляющими торговую деятельность, при списании на расходы убытков от потерь, законопроектом предусмотрено подтверждение акта об итогах инвентаризации представителем аудиторской организации.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, прилагаемому к законопроекту, ежегодные потери доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составят от 10 до 15 млрд. руб., в том числе,
потери доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  составят
от 9 до 13,5 млрд. руб. Однако источники компенсации этих потерь законопроектом и сопроводительными материалами к нему не определены.

Вместе с этим вызывает сомнение обоснованность содержащегося в пояснительной записке к законопроекту предположения о том, что реализация предлагаемой законодательной меры позволит позитивно повлиять на уровень конечного потребления посредством снижения розничных цен. Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, предоставление налоговых преференций в отношении субъектов предпринимательской деятельности не влечет за собой снижения цен на производимые (реализуемые) ими товары, работы, услуги.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что в соответствии с действующим положением подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к внереализационным доходам уже приравниваются расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В связи с тем, что в указанном подпункте и проектируемом подпункте 51 пункта 2 статьи 265 Кодекса фактически идет речь об одних и тех же убытках, полученных в связи с выявлением недостачи, нельзя исключить вероятность возникновения коллизии указанных выше правовых норм.

Согласно пункту 1 статьи 1 законопроекта к внереализационным расходам приравниваются расходы в виде выявленной по итогам инвентаризации возникающей при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами недостачи товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Представляется, что делегирование Правительству Российской Федерации полномочия по определению соответствующего перечня наряду с отсутствием в пояснительной записке к законопроекту информации о предполагаемом содержании такого перечня, не позволяет четко определить круг налогоплательщиков, которые смогут воспользоваться предусматриваемой законопроектом налоговой преференцией.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудитом признается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.  С учетом решаемых в рамках аудиторских проверок задач вызывает сомнение правомерность предъявления требования об обязательном участии аудиторских организаций в проводимых процедурах инвентаризации (включения аудиторов в состав инвентаризационной комиссии).

Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 254686-6  «О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)».

Председатель Комитета                                                                   А.М.Макаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий