понедельник, 3 июня 2013 г.

Продление срока представления истребуемых документов возможно только по ходатайству проверяемого лица (Анализ постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2013 по делу № А03-9332/2012)


Одной лишь ссылки на невозможность представления документов в отведенный срок будет недостаточно



К таким выводам при рассмотрении одного из дел пришел ФАС Западно-Сибирского округа. Как известно, одним из главных мероприятий налогового контроля при проведении налоговых проверок является истребование у проверяемого лица необходимых документов. Соответствующее требование налогового органа об их представлении должно быть исполнено в 10-дневный срок. Но нередко этот срок является недостаточным, когда количество истребуемых документов является значительным.
На этот случай в НК РФ есть норма, согласно которой в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (абзац 2 пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса).
То есть для того, чтобы рассчитывать на продление срока представления документов (которое является лишь правом, но не обязанностью налогового органа), проверяемое лицо должно направить налоговому органу письменное уведомление, в котором отразить как минимум три момента:
- указать о невозможности представления документов в установленный срок;
- указать причину невозможности представления документов в установленный срок;
- указать срок, в течение которого проверяемое лицо может представить данные документы.

А каковы последствия направления уведомления, в котором отражены не все указанные моменты? Может ли оно считаться надлежащим для того, чтобы рассчитывать на продление срока представления документов или на смягчение негативных правовых последствий от нарушения срока представления?

В рассматриваемом деле во время выездной проверки налогоплательщику было направлено требование о представлении документов, которые он не представил, уведомив налоговый орган об отсутствии технической и финансовой возможности подготовить копии истребованных документов по причине их большого объема. При этом сроки возможного представления документов им указаны не были.
В связи с непредставлением документов налогоплательщик был привлечен к ответственности за непредставление документов. Это решение было обжаловано в суде, но максимум, что смогли сделать суды это снизить размер штрафа. Суды отметили, что налогоплательщик с ходатайством о продлении срока для представления документов к инспекции не обращался, о сроках, в течение которых возможно представление истребованных документов, инспекции не сообщил.
При таких обстоятельствах суды пришли выводу о доказанности факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом большой объем истребуемых документов было учтено лишь как смягчающее обстоятельство, хотя налогоплательщик настаивал на большем, а именно на отсутствии вины.
Таким образом, в данном деле налогоплательщика подвело то, что он никаким образом не выразил волю на исполнение (хоть и с нарушением срока) требования о представления документов. Эта воля могла быть выражена как в отдельном ходатайстве (хотя НК РФ и не предусматривает его подачи), так и путем указания срока, в течение которого документы все-таки могли быть представлены.

Судебные акты по данному делу смотрите здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий