четверг, 13 июня 2013 г.

Утраченные во время потопа документы должны быть восстановлены даже если по ним уже была выездная проверка (Письмо Минфина от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191)


Минфин дал ответ на вопрос о том, вправе ли налогоплательщик не восстанавливать документы, если после проведения у него выездной проверки эти документы оказались уничтоженными в результате затопления.

По всей видимости, налогоплательщик, который задал этот вопрос, исходил из того, что если данные документы уже исследовались или должны были быть исследованы налоговым органом во время выездной проверки, во второй раз уже не понадобятся налоговому органу, и кроме того, п. 5 ст. 93 НК РФ установлен запрет на повторное истребование документов.

Но Минфин решил, что документы восстановить все равно придется. Ведь в силу подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан хранить эти документы в течение 4 лет без каких-либо изъятий.

Во-вторых, эти документы теоретически могут понадобиться во время повторной выездной проверки или при проведении «встречной» проверки. А если эти документы уже истребовались налоговым органом при проведении камеральной или выездной проверки, то здесь, конечно, будет действовать установленный п. 5 ст. 93 НК РФ запрет на повторное истребование документов (из которого, правда тоже есть свои исключения, предусмотренные этой же нормой)

 

Вопрос: В сентябре - декабре 2012 г. в организации проведена выездная налоговая проверка, в рамках которой проверены первичные документы за 2009, 2010 и 2011 гг. Доначисленные налоги и пени организация уплатила в полном объеме.

В январе 2013 г. в помещении, где хранилась архивная документация организации, произошел прорыв трубы радиатора и часть документов оказалась залитой кипятком. Авария обнаружилась не сразу, вследствие чего документы размокли и пользоваться ими стало невозможно, что было зафиксировано надлежаще оформленным актом.

Вправе ли организация не восстанавливать утраченные первичные документы за период, ранее проверенный во время выездной налоговой проверки?

 

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 июня 2013 г. N 03-02-07/1/21191

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об обязанности сохранять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, и сообщается следующее.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Указанные документы могут быть истребованы налоговыми органами, в частности, в случаях проведения в отношении этого налогоплательщика повторной выездной налоговой проверки (ст. 89 Кодекса) и проведения иных мероприятий налогового контроля, в том числе при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, и информации относительно конкретной сделки (ст. 93.1 Кодекса).

При этом истребуемые документы представляются с учетом положения, предусмотренного п. 5 ст. 93 Кодекса, согласно которому налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также в случае, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Полагаем, что в целях обеспечения исполнения пп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса и представления в установленном порядке в налоговый орган документов, указанных в этом подпункте, соответствующие документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, установленную ст. 126 Кодекса.

Одновременно сообщается, что согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

В силу ч. 3 указанной статьи экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.06.2013

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий