пятница, 14 июня 2013 г.

ФНС ответила на ряд вопросов по применению норм НК РФ о налоговом контроле


23 мая ФНС выпустила очередное комплексное письмо, посвященное решению некоторых вопросов, связанных с применением норм о налоговом контроле. Письмо содержит ответы на 11 вопросов, которые по тем или иным причинам либо не содержат ответов в нормах НК РФ либо вызывают сомнения. Ниже краткое изложение наиболее интересных вопросов и ответов. А с полным текстом письма ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 можно ознакомиться здесь.

1) Каким образом можно провести выемку документов, находящихся в жилом помещении (при отсутствии офиса, производственных помещений) проверяемого физического лица? В случае, если налогоплательщик представить добровольно документы отказывается, просим дать рекомендации по дальнейшим действиям.

Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлена статьей 89 Кодекса. Однако, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут:
 А) находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц;
Б) провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях;
В) произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо препятствует проведению проверки, подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем.

 
2) Является ли срок для продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки пресекательным, и вправе ли руководитель налогового органа в случае очередной неявки лица, приглашенного для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки, вынести еще одно решение об отложении рассмотрения материалов проверки?
Нарушение указанного срока само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 Кодекса).
Неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе. В то же время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 Кодекса).

 
3) Имеет ли налоговый орган право частично отменить решение об обеспечительных мерах о запрете отчуждения имущества - либо достаточно согласия налогового органа на отчуждение имущества, включенного в решение о принятии обеспечительных мер?

Частичная отмена обеспечительных мер Кодексом не предусмотрена.

4) Возможна ли выемка документов после окончания выездной налоговой проверки?

Согласно мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженному в Постановлении от 10 апреля 2012 N 16282/11, в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 Кодекса необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального подтверждения, налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников этих документов после завершения налоговой проверки.
Кроме того, имеется судебная арбитражная практика, в которой суды признавали обоснованным производство выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях необходимости проведения почерковедческой экспертизы (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-33713/2009).
Но необходимо учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в пунктах 4 и 8 статьи 94 Кодекса.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий