воскресенье, 28 июня 2015 г.

Налоговый комитет ГосДумы против освобождения малых спецрежимников от обязанности ведения бухгалтерского учета


Комитет ГосДумы по бюджету и налогам отрицательное заключение на законопроект № 672346-6  «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в части освобождения субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, от обязанности ведения бухгалтерского учета), внесенному депутатом Государственной Думы С.М.Катасоновым. Законопроект планируется рассмотреть 30 июня.
 В пояснительной записке к законопроекту его автор указал, что введение обязательного бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения значительно усложнило условия ведения бизнеса, так как потребовало увеличения соответствующих затрат на привлечение специалистов, программные продукты и технику. При этом в целях налогообложения ведение бухгалтерского учета не является объективной необходимостью, так как процесс исчисления налогов связан с ведением специально утвержденных форм.
В ответ на это думский налоговый комитет указал, в частности, что учитывая требование о непрерывности ведения бухгалтерского учета (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и формировании систематизированной информации о деятельности и финансовом положении экономического субъекта с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности вызывает сомнение целесообразность установления обязанности по ведению бухгалтерского учета в зависимости от факта применения данным субъектом того или иного способа уплаты налогов, потенциально носящего временный и добровольный характер.
При этом законопроектом не предусмотрен механизм «восстановления» бухгалтерского учета в случае перехода организации на общую систему налогообложения (утраты права на ее применение).

С полным текстом заключения Комитета по бюджету и налогам можно ознакомиться ниже.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона   № 672346-6 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в части освобождения субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, от обязанности ведения бухгалтерского учета), внесенному депутатом Государственной Думы С.М.Катасоновым
(первое чтение)

Рассмотрев проект федерального закона № 672346-6 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Настоящий законопроект предусматривает освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих специальные налоговые режимы.
Учитывая требование о непрерывности ведения бухгалтерского учета (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее –Закон)) и формировании систематизированной информации о деятельности и финансовом положении экономического субъекта с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности вызывает сомнение целесообразность установления обязанности по ведению бухгалтерского учета в зависимости от факта применения данным субъектом того или иного способа уплаты налогов, потенциально носящего временный и добровольный характер.
При этом законопроектом не предусмотрен механизм «восстановления» бухгалтерского учета в случае перехода организации на общую систему налогообложения (утраты права на ее применение).
Кроме того, предлагаемые законопроектом меры препятствуют решению вопросов, связанных с имуществом, правами и обязанностями юридического лица, их соотнесением с правами собственников (учредителей, акционеров, участников) этого юридического лица. Указанные вопросы могут быть решены только на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете. При ее отсутствии становится невозможным, в частности, определение долей участников при распределении прибыли, при внесении дополнительных средств в капитал, при реорганизации и ликвидации организации, при выходе из нее отдельных участников и т.п.
Помимо указанных имущественных вопросов, действующим законодательством установлены общие требования для организаций соответствующих организационно-правовых форм по утверждению годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления, сопоставлению чистых активов с величиной капитала организации, определению стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, формированию разделительного или ликвидационного баланса, предупреждения несостоятельности (банкротства) и т.д.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения, вводя для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, освобождение от ведения бухгалтерского учета, не исключают необходимость исполнения ими положений целого ряда законодательных актов Российской Федерации, содержащих требования к ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности либо нормы,  реализация которых возможна только на основе данных бухгалтерского учета: Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О некоммерческих организациях», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об организованных торгах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О негосударственных пенсионных фондах» и др.
Кроме того, предложенная в законопроекте норма препятствует реализации конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципе юридического равенства сторон и договорных отношений, конкуренции и риске. Реализация данного права обеспечивается, в том числе, бухгалтерским учетом, который, как следует из статьи 71 (пункты «ж», «р») Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт «б» части 1), служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П).
В связи с этим освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества (Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О)
Таким образом, принятие законопроекта приведет к введению в заблуждение организаций по вопросу необходимости формирования данных бухгалтерского учета во исполнение действующего российского законодательства, неисполнение которого может также повлечь негативные последствия, включая необходимость восстановления отсутствующих данных по учету отдельных объектов бухгалтерского учета для проведения процедур, не связанных с обязанностью ведения бухгалтерского учета.
Также следует отметить, что реализация предусмотренной законопроектом меры может привести к утрате или значительному усложнению контроля правильности исчисления, полноты и своевременности поступления платежей, обеспечивающих социальные гарантии гражданам Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и созданию препятствий для функционирования государственной системы социальной защиты населения. При контроле правильности исчисления, полноты и своевременности перечислений хозяйствующими субъектами (страхователями) соответствующих платежей органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации используется информация, формируемая в бухгалтерском учете, в частности первичные учетные документы.
Наиболее оптимальным вариантом реализации цели законопроекта - снизить излишнюю административную и финансовую нагрузку в отношении субъектов малого предпринимательства, вместо декларативной нормы об освобождении организаций, применяющих специальные налоговые режимы, от обязанности ведения бухгалтерского учета, представляется предоставленное субъектам малого предпринимательства и отдельным формам некоммерческих организаций право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную (финансовую) отчетность (часть 4 статьи 6 Закона).
В связи с изложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 672346-6 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».






Председатель Комитета                                                                   А.М.Макаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий