суббота, 27 июня 2015 г.

В каком порядке облагать дивиденды, выплачиваемые российскому бенефициару через Кипрскую компанию (Письмо Минфина РФ от 29.05.2015 N 03-08-05/31315)


Минфин в своем письме от 29.05.2015 № 03-08-05/31315 рассказал о том, в каком порядке производится налогообложение при выплате российской организацией дивидендов в пользу кипрской компании, которая в свою очередь не является их фактическим получателем, а перечисляет их российскому бенефициару (физ.лицу). А также ответил на вопрос о том, какие документы должны быть в этом случае у российской организации при выплате дивидендов.
В соответствии с пунктом 1_2 статьи 312 Кодекса российская организация, выплачивающая иностранному акционеру (участнику) доход в виде дивидендов и выполняющая функцию налогового агента в отношении такого дохода, применяет установленные Кодексом налоговые ставки по налогам на доходы лица, являющего фактическим получателем такого дохода.
В случае если фактическим получателем дохода в виде дивидендов признается физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации, налог в общем случае удерживается налоговым агентом по налоговой ставке в размере 13 процентов.
Таким образом, на мой взгляд, несмотря на последние разъяснения Минфина РФ по поводу применения ст. 7 НК РФ о том, что при выплате дохода иностранному лицу, не являющемуся фактическим получателем этого дохода, российская организация не удерживает налог с дохода иностранных организаций, если речь о доходе в виде дивидендов, то российская организация налог все-таки удерживает, выступая напрямую в качестве налогового агента по отношению к российскому бенефициару.

Что касается документов, которые кипрская компания (акционер) должна представить российской организации, то, как указал Минфин, в соответствии с пунктом 1_2 статьи 312 Кодекса российская организация, выплачивающая иностранному акционеру (участнику) доход в виде дивидендов и выполняющая функцию налогового агента в отношении такого дохода, применяет установленные Кодексом налоговые ставки по налогам на доходы лица, являющего фактическим получателем такого дохода, на основании следующей информации (документов):
     1) подтверждение, что иностранный акционер признает отсутствие фактического права на выплачиваемый доход (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации);
     2) информация о лице (организации, физическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица), которое является фактическим получателем такого дохода (с приложением документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих порядок прямого и (или) косвенного участия, доли участия этого лица в иностранном лице, которому выплачивается доход в виде дивидендов, а также в российской организации, выплачивающей такой доход, а также документальное подтверждение налогового резидентства лица, имеющего фактическое право на такой доход).
В случае, если указанные документы представлены налоговому агенту лицом, не имеющим фактическое право на выплачиваемые доходы (в том числе иностранным акционером - получателем дохода в виде дивидендов), то они должны содержать нотариально заверенное согласие лица, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы, на представление таких документов и признание себя лицом, имеющим фактическое право на такие доходы.

Полный текст письма Минфина прилагаю ниже

Вопрос:
    
     Просим вас разъяснить порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых иностранному акционеру, не являющемуся фактическим получателем дохода в виде дивидендов.
    
     АО АКБ (далее - Банк) выступает в качестве налогового агента при выплате дивидендов своим акционерам. Одним из акционеров Банка является иностранная компания - налоговый резидент Кипра (далее - "Кипрская Компания").
    
     Кипрская Компания собирается направить в Банк письмо, в котором указано, что данная компания не является бенефициарным собственником дохода в виде дивидендов и не претендует на применение Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и Кипром. В письме также указывается, что фактическим получателем дохода в виде дивидендов является физическое лицо - налоговый резидент РФ, которому принадлежит 85% акций Кипрской Компании.
    
     Просим вас подтвердить наше понимание, что при выплате дивидендов Банк в описанной выше ситуации должен руководствоваться нормами пункта 1_1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В частности, правильно ли мы понимаем, что косвенное участие в капитале Банка физического лица, признавшего фактическое право на доход, приравнивается для целей удержания налога к прямому участию. Соответственно, к налоговой базе в виде дивидендов, фактическим получателем которых является физическое лицо - налоговый резидент РФ, применяется ставка налога, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ. При этом для целей расчета суммы налога, подлежащей удержанию, общая сумма дивидендов, распределяемая Банком, уменьшается на сумму дивидендов, полученных Банком, с учетом особенностей, установленных пунктом 5 статьи 275 НК РФ.
    
     Просим вас также разъяснить, какие документы должны быть предоставлены Банку для того, чтобы к дивидендам, которые перечисляются Кипрской Компании, в описанной выше ситуации Банк имел право применять порядок налогообложения, установленный для выплаты дивидендов физическому лицу - налоговому резиденту РФ.
    
    


Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 29 мая 2015 года N 03-08-05/31315


[О порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых иностранному акционеру, не являющемуся фактическим получателем такого дохода]


    
    
     Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых иностранному акционеру, не являющемуся фактическим получателем такого дохода, сообщает следующее.
    
     Согласно положениям пункта 1_1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации), положения международных договоров Российской Федерации могут быть применены к иному лицу, если такое лицо прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в статье 312 Кодекса.
    
     При этом если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент Российской Федерации, то к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены соответствующие налоговые ставки по соответствующим налогам на доходы такого налогового резидента с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в пункте 1_2 статьи 312 Кодекса.
    
     Следовательно, в соответствии с пунктом 1_2 статьи 312 Кодекса российская организация, выплачивающая иностранному акционеру (участнику) доход в виде дивидендов и выполняющая функцию налогового агента в отношении такого дохода, применяет установленные Кодексом налоговые ставки по налогам на доходы лица, являющего фактическим получателем такого дохода, на основании следующей информации (документов):
    
     1) подтверждение, что иностранный акционер признает отсутствие фактического права на выплачиваемый доход (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации);
    
     2) информация о лице (организации, физическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица), которое является фактическим получателем такого дохода (с приложением документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих порядок прямого и (или) косвенного участия, доли участия этого лица в иностранном лице, которому выплачивается доход в виде дивидендов, а также в российской организации, выплачивающей такой доход, а также документальное подтверждение налогового резидентства лица, имеющего фактическое право на такой доход).
    
     Таким образом, применение положений Кодекса о порядке удержания налога с доходов иностранных акционеров (участников) в случае, если российской организацией - налоговым агентом таким лицам выплачиваются доходы в виде дивидендов, но при этом такие лица признают отсутствие фактического права на такие доходы, производится налоговым агентом на основании документов, подтверждающих фактическое право иного лица на такие доходы и содержащих описание оснований для признания этого иного лица лицом, имеющим фактическое право на такие доходы. В случае, если указанные документы представлены налоговому агенту лицом, не имеющим фактическое право на выплачиваемые доходы (в том числе иностранным акционером - получателем дохода в виде дивидендов), то они должны содержать нотариально заверенное согласие лица, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы, на представление таких документов и признание себя лицом, имеющим фактическое право на такие доходы.
    
     Согласно пункту 1_1 статьи 312 Кодекса косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, в целях статьи 312 Кодекса и подпункта 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса приравнивается к прямому участию в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов.
    
     В соответствии с пунктом 1_3 статьи 312 Кодекса особенности исчисления и уплаты налога с доходов в виде дивидендов, удерживаемого налоговым агентом, установленные статьей 312 Кодекса, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, выплачивающими доход в виде дивидендов, в случае, если фактическим получателем дохода признается физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации.
    
     Таким образом, в случае если фактическим получателем дохода в виде дивидендов признается физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации, налог в общем случае удерживается налоговым агентом по налоговой ставке в размере 13 процентов.
    
     В соответствии со статьей 275 Кодекса сумма налога исчисляется по формуле, установленной пунктом 5 указанной статьи, в случаях, если налогоплательщиком - получателем дивидендов не являются лица, указанные в пункте 6 указанной статьи. В соответствии с пунктом 6 статьи 275 Кодекса в случае, если получателем выплачиваемых дивидендов являются иностранная организация и (или) физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, то налоговая база налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяются налоговые ставки, установленные подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 или пунктом 3 статьи 224 Кодекса (если иные налоговые ставки не предусмотрены международным договором Российской Федерации, регулирующим вопросы налогообложения).
    
     Статьей 312 Кодекса устанавливаются специальные положения применения норм Кодекса и международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения. В частности, указанной статьей предусмотрена возможность (при выполнении ряда вышеуказанных условий) применения в отношении лиц, являющихся фактическими получателями доходов в виде дивидендов и признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговых ставок по соответствующим налогам на доход, в размере 13%. Таким образом, учитывая приоритет специальной нормы, установленной Кодексом для налогообложения доходов в виде дивидендов для лиц, признаваемых фактическими получателями таких доходов, по мнению Департамента, сумма налога на дивиденды в указанном случае исчисляется налоговым агентом с учетом пункта 5 статьи 275 Кодекса при выполнении условий, установленных статьей 312 Кодекса.
    
     Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
    
    


Директор Департамента

И.В.Трунин

Комментариев нет:

Отправить комментарий