Постановление АС Московского округа от 11.06.2015 по делу
№ А40-138879/14
«Орифлэйм Косметикс» в совокупности с другими делами, касающимися налогообложения
иностранных компаний («Астеллас
Фарма Юроп» и др.), высветило, на
мой взгляд, новый поворот в судебной практике, который выражается в усилении
ориентира судов при принятии судебных актов на нормы, планы, рекомендации
международного права и международных структур (таких как ОЭСР) и даже на комментарии
к этим рекомендациям.
И не исключено, что через год-два всем
специалистам в области налогового права эти рекомендации и комментарии придется
знать как дважды два.
Если обратиться к
правовым базам (Консультант+, Гарант), то таких судебных актов пока еще
немного. И это неудивительно, ведь «отмашку» в виде какого-нибудь судебного
акта по громкому делу (типа «Орифлэйма») до поры до времени еще никто не давал.
В свое время, правда, Президиум ВАС в деле «о тонкой капитализации» хотя и
сделал ссылку на официальный комментарий ОЭСР к Модельной конвенции об
избежании двойного налогообложения, но из этого комментария сделал вывод о
необходимости применения в том деле норм именно внутреннего законодательства (постановление Президиума ВАС РФ от
15.11.2011 N 8654/11).
Но сейчас ситуация,
по всей видимости, постепенно будет меняться, учитывая начавшийся процесс
деофшоризации, усиления обмена информацией между налоговыми органами различных
государств, объединением ресурсов различных государств в борьбе с уклонением от
уплаты налогов.
Заметно отличаются в
плане использования различных международных норм и рекомендаций и Основные направления налоговой политики РФ
на 2015-2017 гг. и на 2016-2018 гг.
В прошлогодних
Основных направлениях лишь вскользь было упомянуто о том, «В сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке
Главами государств одобрен План действий
по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения.
Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на
решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики,
устранение двойного "неналогообложения", ужесточение правил
налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие
информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном
ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля
за трансфертным ценообразованием».
В нынешних же
Основных направлениях, этот план уже не только поименован своей англоязычной
аббревиатурой – план BEPS (Plan on Base Erosion and Profit Shifting), но и приводятся
ссылки на конкретные его пункты для реализации тех или иных направлений
налоговой политики в сфере трансфертного ценообразования, деофшоризации,
изменения порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных
расходов).
1)
В
планах в сфере ТЦО отмечается,
например, что четыре из пятнадцати
пунктов Плана BEPS направлены на
совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании. Предполагается,
в частности, пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых
сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового
контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом
предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана
BEPS.
2)
В
планах в сфере деофшоризации
указано, что вопросам совершенствования
правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний посвящена
работа в рамках Рабочей группы № 11 по вопросом агрессивного налогового
планирования в целях реализации пункта 3 «Повышение эффективности правил о
контролируемых иностранных компаниях» Плана
BEPS. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы
двадцати» в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости
внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах.
3)
В
планах по изменению порядка
налогообложения корпоративного заимствования отмечено, что вопросам налогообложения корпоративного
заимствования Российской Федерации посвящена работа в рамках Рабочей группы №
11 по вопросом агрессивного налогового планирования в целях реализации пункта 4
«Ограничение возможностей размывания прибыли компаний за счет процентных
платежей и других выплат» Плана BEPS.
По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы двадцати» в
отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения
соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и
сборах.
Таким образом, приходится констатировать, что основным
трендом в развитии налогового законодательства и судебной налоговой практики
постепенно становится ориентир на нормы международного права, приоритет которых
над нормами национального законодательства выражается уже не только в
применении норм соглашений об избежании двойного налогообложения, но и в
заимствовании норм, рекомендаций, планов ОЭСР, в унификации правил
трансграничного налогообложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий