суббота, 13 июня 2015 г.

Несколько мыслей о намечающихся трендах в налоговом законодательстве и судебной практике


Постановление АС Московского округа от 11.06.2015 по делу № А40-138879/14 «Орифлэйм Косметикс» в совокупности с другими делами, касающимися налогообложения иностранных компаний («Астеллас Фарма Юроп» и др.), высветило,  на мой взгляд, новый поворот в судебной практике, который выражается в усилении ориентира судов при принятии судебных актов на нормы, планы, рекомендации международного права и международных структур (таких как ОЭСР) и даже на комментарии к этим рекомендациям. И не исключено, что через год-два всем специалистам в области налогового права эти рекомендации и комментарии придется знать как дважды два.
Если обратиться к правовым базам (Консультант+, Гарант), то таких судебных актов пока еще немного. И это неудивительно, ведь «отмашку» в виде какого-нибудь судебного акта по громкому делу (типа «Орифлэйма») до поры до времени еще никто не давал. В свое время, правда, Президиум ВАС в деле «о тонкой капитализации» хотя и сделал ссылку на официальный комментарий ОЭСР к Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения, но из этого комментария сделал вывод о необходимости применения в том деле норм именно внутреннего законодательства (постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 8654/11).
Но сейчас ситуация, по всей видимости, постепенно будет меняться, учитывая начавшийся процесс деофшоризации, усиления обмена информацией между налоговыми органами различных государств, объединением ресурсов различных государств в борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Заметно отличаются в плане использования различных международных норм и рекомендаций и Основные направления налоговой политики РФ на 2015-2017 гг. и на 2016-2018 гг.

В прошлогодних Основных направлениях лишь вскользь было упомянуто о том, «В сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке Главами государств одобрен План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного "неналогообложения", ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием».
В нынешних же Основных направлениях, этот план уже не только поименован своей англоязычной аббревиатурой – план BEPS (Plan on Base Erosion and Profit Shifting), но и приводятся ссылки на конкретные его пункты для реализации тех или иных направлений налоговой политики в сфере трансфертного ценообразования, деофшоризации, изменения порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов).
1)              В планах в сфере ТЦО отмечается, например, что четыре из пятнадцати пунктов Плана BEPS направлены на совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании. Предполагается, в частности, пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS.
2)              В планах в сфере деофшоризации указано, что вопросам совершенствования правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний посвящена работа в рамках Рабочей группы № 11 по вопросом агрессивного налогового планирования в целях реализации пункта 3 «Повышение эффективности правил о контролируемых иностранных компаниях» Плана BEPS. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы двадцати» в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
3)              В планах по изменению порядка налогообложения корпоративного заимствования отмечено, что вопросам налогообложения корпоративного заимствования Российской Федерации посвящена работа в рамках Рабочей группы № 11 по вопросом агрессивного налогового планирования в целях реализации пункта 4 «Ограничение возможностей размывания прибыли компаний за счет процентных платежей и других выплат» Плана BEPS. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы двадцати» в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.


Таким образом, приходится констатировать, что основным трендом в развитии налогового законодательства и судебной налоговой практики постепенно становится ориентир на нормы международного права, приоритет которых над нормами национального законодательства выражается уже не только в применении норм соглашений об избежании двойного налогообложения, но и в заимствовании норм, рекомендаций, планов ОЭСР, в унификации правил трансграничного налогообложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий