суббота, 13 июня 2015 г.

Пониженная ставка НДС не льгота, но документы для «камералки» все равно нужно представить (Постановление АС СЗО от 10.06.2015 по делу № А56-42376/2014)


Арбитражный суд Северо-Западного округа при рассмотрении дела №  А56-42376/2014 пришел к выводу о том, что хотя пониженная ставка НДС по смыслу ст. 56 НК РФ не является налоговой льготой и ее применение с формальной точки зрения не представляет налоговому органу право истребовать в рамках камеральной проверки на основании п. 6 ст. 88 НК РФ подтверждающие документы, эти документы так или иначе должны быть представлены, как минимум, для оценки законности и обоснованности решения налогового органа об отказе в применении пониженной ставки НДС.
Как известно, в силу ч. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Между тем, налоговые льготы это не любая налоговая выгода, а только та, которая соответствует признакам, закрепленным в п. 1 ст. 56 НК РФ.
В рамках данного дела налоговый орган в рамках камеральной проверки истребовал у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения им пониженной ставки НДС (10%) при реализации зерна и крупы. Документы в рамках проверки представлены не были, по итогам камеральной проверки доначислены НДС, пени и штраф.

Суд отметил, что лица, осуществляющие операции по реализации товара, которые облагаются по ставке 10%, не имеют преимуществ перед другими налогоплательщиками. Обязанность уплатить НДС по ставке 10% прямо предусмотрена нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой.
Кроме того, закон не предусмотрел в этом случае перечня документов, которые налогоплательщик обязан представить вместе с налоговой декларацией, а потому у налогового органа отсутствует право на истребование таких документов в рамках ст. 88 НК РФ. Действия налогового органа по истребованию таких документов являются незаконными.
Но в то же время налогоплательщик все равно должен подтвердить правомерность применения им пониженной ставки НДС, иначе для него наступают неблагоприятные последствия в виде отказа налоговым органом в применении такого размера налоговой ставки и в доначислении НДС по ставке 18%.
Такой вот добровольно-принудительный порядок получается!
Далее при рассмотрении этого дела выяснилось, что налогоплательщик представил документы только на стадии обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган, но не смог указать уважительные причины, по которым он не представил эти документы в ходе самой камеральной проверки. В суд первой инстанции он их тоже не представил. В итоге судам всех инстанций пришлось согласиться с законностью решения налогового органа по итогам камеральной проверки.

На мой взгляд, все логично, неисполнение формального незаконного требования налогового органа все равно не освобождает налогоплательщика от доказывания им обоснованности своих требований. Отсюда и следует, что представление документов по требованию налогового органа выполняет сразу две функции: 1) исполнение властного распоряжения налогового органа; 2) доказывание обоснованности своих требований еще на стадии налоговой проверки. Утрата или отсутствие первой функции не влечет автоматически утрату второй из них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий