Комитет
Государственной Думы по бюджету и налогам опубликовал отрицательное заключение по
проекту федерального закона №
703551-6 «О внесении изменений в статью 5
части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части
фиксирования норм налогового законодательства в течение года и установления
нового порядка принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в
Налоговый кодекс РФ).
Об этом законопроекте я рассказывал здесь.
Авторы законопроекта предлагают предусмотреть обязательность принятия любых актов
законодательства о налогах и сборах не позднее 1-го сентября текущего года и
вступления их в силу с 1-го января следующего года.
Налоговый
комитет ГосДумы отрицательно отнесся к этой идее. В его заключении отмечается,
что «установление предлагаемых сроков
принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах само по
себе не обеспечит сохранение существующего налогового бремени на длительный
период, так как никоим образом не может повлиять на сокращение количества
изменений, вносимых в указанные акты законодательства до 1 сентября».
Ограничение срока принятия актов
законодательства о налогах и сборах (до 1-го сентября текущего года) повлечет
за собой невозможность своевременного реагирования на возникающие в течение
календарного года (в том числе, и возникающие после 1-го сентября) проблемы в
сфере экономического и социального развития.
С
полным текстом заключения можно ознакомиться ниже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
по проекту федерального закона № 703551-6
«О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации» (в части фиксирования норм налогового законодательства в течение
года и установления нового порядка принятия и вступления в законную силу
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ), внесенному членом Совета
Федерации В.А.Петровым, депутатами Государственной Думы А.А.Ищенко,
С.Г.Каргиновым, И.К.Сухаревым
(первое чтение)
Рассмотрев
указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым
проектом федерального закона вносятся изменения в пункт 1 статьи 5 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в части установления порядка
принятия актов законодательства о налогах и сборах и уточнения порядка
вступления их в силу.
В
частности, авторы законопроекта предлагают предусмотреть обязательность
принятия вышеуказанных актов законодательства не позднее 1-го сентября текущего года и
вступления их в силу с 1-го января следующего года.
Как
указано в пояснительной записке, законопроект разработан в целях сокращения
количества изменений, вносимых в Кодекс, что позволит зафиксировать в
неизменном виде нормы налогового законодательства на год.
Вместе
с тем, по мнению Комитета, установление предлагаемых сроков принятия и
вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах само по себе не
обеспечит сохранение существующего налогового бремени на длительный период, так
как никоим образом не может повлиять на сокращение количества изменений, вносимых
в указанные акты законодательства до 1 сентября.
Необходимо
отметить, что разработка и принятие любого налогового законодательного акта –
это «законодательная реакция» на
изменяющиеся обстоятельства экономической действительности в государстве,
направленная на повышение эффективности действующей налоговой системы и прогнозирование
необходимых изменений налогового законодательства на перспективу.
В
связи с этим, проектируемое законопроектом ограничение срока принятия актов
законодательства о налогах и сборах (до 1-го сентября текущего года) повлечет
за собой невозможность своевременного реагирования на возникающие в течение
календарного года (в том числе, и возникающие после 1-го сентября) проблемы в
сфере экономического и социального развития.
Следует
иметь в виду, что предусматриваемое законопроектом ограничение в равной степени
коснется и законопроектов, содержащих нормы, направленные на улучшение положения
налогоплательщиков.
По
вопросу целесообразности установления срока принятия и вступления в силу актов
законодательства о сборах также необходимо отметить следующее.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 8 Кодекса под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним
из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и
должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого
обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор,
отдельных видов предпринимательской деятельности.
Поэтому
в случае установления в течение текущего года новых юридически-значимых
действий, совершаемых государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами,
своевременно установить соответствующие сборы за указанные действия будет
невозможным. Таким образом, упомянутые органы и должностные лица будут обязаны
совершать в отношении организаций и физических лиц юридически-значимые действия
бесплатно до наступления 1 января следующего года.
Учитывая
предлагаемый срок принятия актов законодательства о сборах не позднее 1-го
сентября текущего года, неурегулированным авторами законопроекта остается также
вопрос о сроке принятия таких законодательных актов и, соответственно,
вступления их в силу в случае установления новых юридически-значимых действий,
осуществляемых вышеуказанными органами и должностными лицами, после 1-го
сентября.
Кроме
того, принятие отдельных актов законодательства о налогах и сборах на
федеральном уровне влечет необходимость принятия соответствующих актов на
региональном уровне, для которых установлены обязательные этапы и сроки их
подготовки, принятия, согласования, проведения оценки регулирующего воздействия.
В связи с чем, принятие законопроекта значительно сократит сроки для разработки
и принятия региональных актов законодательства о налогах и сборах.
Таким
образом, предлагаемые авторами законопроекта изменения ограничат возможность
органов власти всех уровней оперативно реагировать на новые возможные риски
ухудшения макроэкономической ситуации в стране.
С
учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной
Думе отклонить проект федерального закона № 703551-6 «О внесении изменений в
статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части
фиксирования норм налогового законодательства в течение года и установления
нового порядка принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в
Налоговый кодекс РФ).
Председатель Комитета А.М.Макаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий