суббота, 27 июня 2015 г.

Налоговый комитет ГосДумы не поддержал идею о моратории на принятие новых налоговых законов с сентября по декабрь


Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам опубликовал отрицательное заключение по проекту федерального закона № 703551-6  «О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части фиксирования норм налогового законодательства в течение года и установления нового порядка принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ).
Об этом законопроекте я рассказывал здесь. Авторы законопроекта предлагают предусмотреть обязательность принятия любых актов законодательства о налогах и сборах не позднее          1-го сентября текущего года и вступления их в силу с 1-го января следующего года.
Налоговый комитет ГосДумы отрицательно отнесся к этой идее. В его заключении отмечается, что «установление предлагаемых сроков принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах само по себе не обеспечит сохранение существующего налогового бремени на длительный период, так как никоим образом не может повлиять на сокращение количества изменений, вносимых в указанные акты законодательства до 1 сентября».
Ограничение срока принятия актов законодательства о налогах и сборах (до 1-го сентября текущего года) повлечет за собой невозможность своевременного реагирования на возникающие в течение календарного года (в том числе, и возникающие после 1-го сентября) проблемы в сфере экономического и социального развития.
С полным текстом заключения можно ознакомиться ниже



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту федерального закона № 703551-6 «О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части фиксирования норм налогового законодательства в течение года и установления нового порядка принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ), внесенному членом Совета Федерации В.А.Петровым, депутатами Государственной Думы А.А.Ищенко, С.Г.Каргиновым, И.К.Сухаревым        
(первое чтение)

Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым проектом федерального закона вносятся изменения в пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в части установления порядка принятия актов законодательства о налогах и сборах и уточнения порядка вступления их в силу.
В частности, авторы законопроекта предлагают предусмотреть обязательность принятия вышеуказанных актов законодательства не позднее          1-го сентября текущего года и вступления их в силу с 1-го января следующего года.
Как указано в пояснительной записке, законопроект разработан в целях сокращения количества изменений, вносимых в Кодекс, что позволит зафиксировать в неизменном виде нормы налогового законодательства на год.
Вместе с тем, по мнению Комитета, установление предлагаемых сроков принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах само по себе не обеспечит сохранение существующего налогового бремени на длительный период, так как никоим образом не может повлиять на сокращение количества изменений, вносимых в указанные акты законодательства до 1 сентября.
Необходимо отметить, что разработка и принятие любого налогового законодательного акта – это  «законодательная реакция» на изменяющиеся обстоятельства экономической действительности в государстве, направленная на повышение эффективности действующей налоговой системы и прогнозирование необходимых изменений налогового законодательства на перспективу.
В связи с этим, проектируемое законопроектом ограничение срока принятия актов законодательства о налогах и сборах (до 1-го сентября текущего года) повлечет за собой невозможность своевременного реагирования на возникающие в течение календарного года (в том числе, и возникающие после 1-го сентября) проблемы в сфере экономического и социального развития.
Следует иметь в виду, что предусматриваемое законопроектом ограничение в равной степени коснется и законопроектов, содержащих нормы, направленные на улучшение положения налогоплательщиков.
По вопросу целесообразности установления срока принятия и вступления в силу актов законодательства о сборах также необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Кодекса под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Поэтому в случае установления в течение текущего года новых юридически-значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами, своевременно установить соответствующие сборы за указанные действия будет невозможным. Таким образом, упомянутые органы и должностные лица будут обязаны совершать в отношении организаций и физических лиц юридически-значимые действия бесплатно до наступления 1 января следующего года.
Учитывая предлагаемый срок принятия актов законодательства о сборах не позднее 1-го сентября текущего года, неурегулированным авторами законопроекта остается также вопрос о сроке принятия таких законодательных актов и, соответственно, вступления их в силу в случае установления новых юридически-значимых действий, осуществляемых вышеуказанными органами и должностными лицами, после 1-го сентября.
Кроме того, принятие отдельных актов законодательства о налогах и сборах на федеральном уровне влечет необходимость принятия соответствующих актов на региональном уровне, для которых установлены обязательные этапы и сроки их подготовки, принятия, согласования, проведения оценки регулирующего воздействия. В связи с чем, принятие законопроекта значительно сократит сроки для разработки и принятия региональных актов законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, предлагаемые авторами законопроекта изменения ограничат возможность органов власти всех уровней оперативно реагировать на новые возможные риски ухудшения макроэкономической ситуации в стране.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 703551-6 «О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части фиксирования норм налогового законодательства в течение года и установления нового порядка принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ).




Председатель Комитета                                                                       А.М.Макаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий