Арбитражный суд Северо-Западного
округа рассмотрел дело №
А66-15318/2014, которое хорошо демонстрирует ситуацию, с какого момента
утрачивает смысл ссылка плательщика земельного налога на положительные письма
Минфина по очень хорошо всем известному вопросу о возможности ретроспективного
перерасчета земельного налога в случае успешного оспаривания в суде кадастровой
стоимости земельного участка.
Как
известно, письма Минфина формально-юридически не являются нормативными актами
(лишь некоторые из них в разное время являлись исключением из этого правила и
оспаривались в ВАС РФ) и поэтому сами по себе никаких юридических последствий
не влекут. Однако в двух случаях изложенная в них позиция все же имеет
юридическое значение. Речь идет о ситуациях освобождения налогоплательщика от
уплаты пени и штрафа, когда при исчислении налога он руководствовался позицией
Минфина по соответствующему вопросу.
Так в силу
подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, обстоятельством, исключающим вину
налогоплательщика, а следовательно и возможность привлечения его к налоговой
ответственности является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке
исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения
законодательства о налогах и сборах, данных
ему либо неопределенному кругу лиц финансовым,
налоговым или другим уполномоченным органом
государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в
пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии
соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к
налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от
даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком
(плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового
органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
В
рассматриваемом деле налогоплательщик при исчислении земельного налога
руководствовался письмами Министерства
финансов Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/18, от 30.08.2012 N
03-05-05-02/89, от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112, от 10.04.2013 N
03-05-05-02/11854, которыми установлено, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного
участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало
налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка,
применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная
сумма земельного налога подлежит перерасчету.
Названное,
по мнению налогоплательщика, в силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ является
обстоятельством, исключающим его вину в совершении налогового правонарушения.
Однако
налогоплательщик не учел, что спустя какое-то время Минфин изменил свою
позицию, изложенную в указанных письмах, на противоположную.
Суд отметил, что, поскольку на дату представления налогоплательщиком
декларации по земельному налогу - 04.02.2014
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства направил письмо от 12.07.2013 N 03-05-05-02/27214,
согласно которому при исчислении сумм земельного налога по кадастровой
стоимости, установленной решением суда, изменения в части установления
кадастровой стоимости земельного участка учитываются с даты внесения в
государственный кадастр недвижимости.
Данное
письмо опубликовано в журнале "Документы и комментарии" за 2013 N 16
и доведено до неопределенного круга лиц.
Таким
образом, при подаче уточненной декларации Общество могло ознакомиться с
позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 12.07.2013 N 03-05-05-02/27214,
и правильно исчислить подлежащий уплате земельный налог.
То есть
дата опубликования данного письма по сути и стала тем временнЫм водоразделом,
после которого ссылка на положительные письма Минфина как на основание
освобождения от уплаты пени и штрафа за преждевременное исчисление земельного
налога по вновь установленной судом кадастровой стоимости является
неэффективной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий