четверг, 18 июня 2015 г.

Когда есть смысл ссылаться на положительные письма Минфина по ретроспективному перерасчету земельного налога ? (Постановление АС СЗО от 05.06.2015 по делу № А66-15318/2014)


       Арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел дело № А66-15318/2014, которое хорошо демонстрирует ситуацию, с какого момента утрачивает смысл ссылка плательщика земельного налога на положительные письма Минфина по очень хорошо всем известному вопросу о возможности ретроспективного перерасчета земельного налога в случае успешного оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка.
     Как известно, письма Минфина формально-юридически не являются нормативными актами (лишь некоторые из них в разное время являлись исключением из этого правила и оспаривались в ВАС РФ) и поэтому сами по себе никаких юридических последствий не влекут. Однако в двух случаях изложенная в них позиция все же имеет юридическое значение. Речь идет о ситуациях освобождения налогоплательщика от уплаты пени и штрафа, когда при исчислении налога он руководствовался позицией Минфина по соответствующему вопросу.

Так в силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, а следовательно и возможность привлечения его к налоговой ответственности является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
В рассматриваемом деле налогоплательщик при исчислении земельного налога руководствовался письмами Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/18, от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89, от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112, от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854, которыми установлено, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету.
Названное, по мнению налогоплательщика, в силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим его вину в совершении налогового правонарушения.
Однако налогоплательщик не учел, что спустя какое-то время Минфин изменил свою позицию, изложенную в указанных письмах, на противоположную.
Суд отметил, что, поскольку на дату представления налогоплательщиком декларации по земельному налогу - 04.02.2014 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства направил письмо от 12.07.2013 N 03-05-05-02/27214, согласно которому при исчислении сумм земельного налога по кадастровой стоимости, установленной решением суда, изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка учитываются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данное письмо опубликовано в журнале "Документы и комментарии" за 2013 N 16 и доведено до неопределенного круга лиц.
Таким образом, при подаче уточненной декларации Общество могло ознакомиться с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 12.07.2013 N 03-05-05-02/27214, и правильно исчислить подлежащий уплате земельный налог.

То есть дата опубликования данного письма по сути и стала тем временнЫм водоразделом, после которого ссылка на положительные письма Минфина как на основание освобождения от уплаты пени и штрафа за преждевременное исчисление земельного налога по вновь установленной судом кадастровой стоимости является неэффективной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий