суббота, 25 апреля 2015 г.

Принятие последних поправок по НДФЛ изменит судебную практику по некоторым вопросам применения норм гл. 23 НК РФ


После того как 24 апреля этого ГосДума приняла в третьем чтении законопроект № 673772-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» стало очевидным, что сложившаяся судебная практика по некоторым вопросам применения гл. 23 НК РФ в скором времени претерпит изменения.
Что же это за вопросы?
В силу нового подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода командированным работником будет являться последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.
Как отмечается в письме Минфина РФ от 14.01.2013 № 03-04-06/4-5 при направлении работника в командировку ему выдаются денежные средства под отчет как для целей компенсации его расходов, связанных с командировкой, таких как проезд, проживание, питание и т.п., так и для осуществления расходов от имени и (или) по поручению организации, например, для приобретения товаров у организаций и индивидуальных предпринимателей за наличный расчет.

Вышеуказанные денежные средства могут быть использованы не в полном объеме (в том числе по причине отмены или сокращения срока командировки) и в этом случае оставшаяся их часть должна быть возвращена работником.
С учетом вышеизложенного денежные средства, выданные работнику под отчет при направлении в командировку, не могут рассматриваться в качестве экономической выгоды и, соответственно, дохода до возвращения работника из командировки и утверждения руководителем организации представленного работником в установленном порядке авансового отчета исходя из фактического времени нахождения в командировке и имеющихся оправдательных документов.
Таким образом, при направлении работника в командировку определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений пункта 3 статьи 217 Кодекса, производится организацией - налоговым агентом после утверждения авансового отчета работника, а исчисление и удержание сумм налога производится в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ на ближайшую дату выплаты работнику дохода в денежной форме.
Однако в отсутствие нормы, прямо устанавливающей дату получения дохода командированным работником от неиспользованных и невозвращенных подотчетных денежных средств, в судебной практике иногда возникают споры по поводу определения такой доходы. Причиной возникновения этих споров является тот факт, что в случае невозврата подотчетных денежных средств работодатель в течение срока исковой давности имеет возможность удержать их из зарплаты командированного работника или взыскать их с него в судебном порядке.
Исходя из этого, некоторые суды считают, что до момента истечения срока давности взыскания невозвращенных подотчетных денежных средств у работника дохода не возникает. Например, в постановлении по одному из дел было отмечено следующее: «Инспекцией не учтен тот факт, что данные подотчетные денежные средства не относятся к доходам для целей обложения налогом на доходы физических лиц, поскольку, если подотчетные суммы не израсходованы работником, либо израсходованы не полностью, они образуют задолженность физического лица перед организацией и подлежат возврату. И только по истечении срока исковой давности невозвращенные суммы будут являться доходом физического лица и облагаются налогом на доходы физических лиц, организация обязана исчислить с данных сумм налог на доходы физических лиц, а при невозможности его удержать - письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК)» (постановление ФАС ПО от 13.03.2014 по делу № А65-15313/2013).
Теперь с внесением поправок в гл. 23 НК РФ такой практике придет конец.
Отмечу, что ранее по проблематике определения даты возникновения у работника дохода с невозвращенных подотчетных средств я писал здесь и здесь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий