После того как 24
апреля этого ГосДума приняла в третьем чтении законопроект №
673772-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за
несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» стало
очевидным, что сложившаяся судебная практика по некоторым вопросам применения
гл. 23 НК РФ в скором времени претерпит изменения.
Что же это за
вопросы?
В силу нового подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода
командированным работником будет являться последний день месяца, в котором
утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.
Как отмечается в письме Минфина РФ от 14.01.2013 №
03-04-06/4-5 при направлении
работника в командировку ему выдаются денежные средства под отчет как для целей
компенсации его расходов, связанных с командировкой, таких как проезд,
проживание, питание и т.п., так и для осуществления расходов от имени и (или)
по поручению организации, например, для приобретения товаров у организаций и
индивидуальных предпринимателей за наличный расчет.
Вышеуказанные денежные средства могут быть использованы
не в полном объеме (в том числе по причине отмены или сокращения срока
командировки) и в этом случае оставшаяся их часть должна быть возвращена
работником.
С учетом вышеизложенного денежные средства, выданные
работнику под отчет при направлении в командировку, не могут рассматриваться в
качестве экономической выгоды и, соответственно, дохода до возвращения
работника из командировки и утверждения руководителем организации
представленного работником в установленном порядке авансового отчета исходя из
фактического времени нахождения в командировке и имеющихся оправдательных
документов.
Таким образом, при направлении работника в командировку
определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений пункта 3
статьи 217 Кодекса, производится организацией - налоговым агентом после утверждения
авансового отчета работника, а исчисление
и удержание сумм налога производится в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ на
ближайшую дату выплаты работнику дохода в денежной форме.
Однако в отсутствие
нормы, прямо устанавливающей дату получения дохода командированным работником
от неиспользованных и невозвращенных подотчетных денежных средств, в судебной
практике иногда возникают споры по поводу определения такой доходы. Причиной
возникновения этих споров является тот факт, что в случае невозврата подотчетных
денежных средств работодатель в течение срока исковой давности имеет
возможность удержать их из зарплаты командированного работника или взыскать их
с него в судебном порядке.
Исходя из этого,
некоторые суды считают, что до момента истечения срока давности взыскания
невозвращенных подотчетных денежных средств у работника дохода не возникает.
Например, в постановлении по одному из дел было отмечено следующее: «Инспекцией не учтен тот факт, что данные
подотчетные денежные средства не относятся к доходам для целей обложения
налогом на доходы физических лиц, поскольку, если подотчетные суммы не
израсходованы работником, либо израсходованы не полностью, они образуют
задолженность физического лица перед организацией и подлежат возврату. И только по истечении срока исковой давности
невозвращенные суммы будут являться доходом физического лица и облагаются
налогом на доходы физических лиц, организация обязана исчислить с данных сумм
налог на доходы физических лиц, а при невозможности его удержать - письменно
сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК)»
(постановление ФАС ПО от 13.03.2014 по делу №
А65-15313/2013).
Теперь с внесением
поправок в гл. 23 НК РФ такой практике придет конец.
Отмечу, что ранее по
проблематике определения даты возникновения у работника дохода с невозвращенных
подотчетных средств я писал здесь
и здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий