В своем письме Минфин
ссылается на два отказных определения ВАС РФ, которыми признана правомерность
действий налогового органа по передаче материалов налоговой проверки в
следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ в период действия судебных
обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа
по результатам проверки.
Вместе с тем Минфин со
ссылкой на другое определение ВАС РФ признает разнообразие судебной практики по
данному вопросу.
Разнообразию практики по данному вопросу посвящен также материал на интернет-портале Закон.ру здесь.
Текст свежего письма Минфина от 20.04.2015 №
03-02-08/22356 привожу ниже.
Вопрос: О направлении налоговыми
органами материалов налоговой проверки в следственные органы в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2015 г. N 03-02-08/22356
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием
ФНС России рассмотрено обращение о применении пункта 3
статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации и
сообщается следующее.
Пунктом 3 статьи 32
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена
обязанность налоговых органов в течение 10 дней со дня выявления обстоятельств,
указанных в названном пункте, направить материалы в следственные органы, уполномоченные
производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях,
предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 и пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 12.10.2006 N 55 под приостановлением действия ненормативного
правового акта, решения в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
понимается не признание акта, решения недействующим в результате
обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые
предусматриваются данным актом, решением.
Направление материалов налоговой проверки в следственные органы
само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку
не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении
уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не
предусмотренных налоговым законодательством.
Руководствуясь положениями статей 32, 139 Кодекса, статей 91, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 27.05.2014 N ВАС-6048/14 признано, что действия
налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы Российской
Федерации материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела, соответствуют действующему законодательству.
Принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого
ненормативного правового акта не исключает обязанности налогового органа
исполнять другие возложенные на него обязанности. Действия налогового органа,
выразившиеся в передаче в следственные органы Российской Федерации материалов
выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
не направлены на исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются
реализацией самостоятельной обязанности, установленной пунктом 3 статьи 32 Кодекса.
Соответствие требованиям статьи 32 Кодекса действий инспекции по направлению материалов налоговой
проверки в следственные органы Российской Федерации также признано определением Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 11.03.2014 N ВАС-2062/14, поскольку на момент принятия
обеспечительных мер в виде приостановления действия решения инспекции срок,
предусмотренный пунктом 3 статьи 32 Кодекса, уже истек.
Однако формируется и иная судебная практика о признании
незаконными действий налоговых органов по направлению материалов налоговых
проверок в следственные органы в период действия обеспечительных мер в виде
приостановления действий решений налоговых органов на основании определений
судов (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2014
N ВАС-2728/14, Верховного Суда
Российской Федерации от 26.08.2014 по делу N 303-СЭС14-42). При этом
указывается, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия
ненормативного правового акта налогового органа исключает возможность
совершения этим органом любых действий, направленных на взыскание налогов,
пеней и штрафов, а также означает запрет совершения любых иных действий,
основанных на оспариваемом ненормативном правовом акте.
Вступившие в силу судебные акты обязательны для всех органов
государственной власти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий