пятница, 17 апреля 2015 г.

Экономическая коллегия ВС решит вправе ли коммерческая организация применять пониженную ставку земельного налога в отношении участка с разрешенным использованием для дачного хозяйства/строительства (Определение ВС от 10.04.2015 № 305-КГ14-9101 по делу N А41-63325/13)


Верховный суд в лице экономической коллегии 12 мая этого года намерен решить один достаточно спорный вопрос, касающийся применения льготной ставки по земельному налогу, предусмотренной для земельных участков для дачного хозяйства.
Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков:
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Вот только определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
И по мнению налоговых органов, пониженная ставка земельного налога установлена для земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ признается именно некоммерческая организация.
Той же позиции придерживается и Минфин. Как разъяснено в письме Минфина России от 04.12.2013 N 03-05-06-02/52781, из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 процента возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно.

В том деле, которое передано на рассмотрение экономической коллегии суды были на стороне налогоплательщика (коммерческой организации). Но есть и отрицательная практика (Определение ВАС РФ от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010).
Налоговые органы опираются на следующий довод: Несмотря на то, что действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", отсутствие такого ограничения, по мнению инспекции, не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения этого хозяйства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Судья ВС Анатолий Першутов счел данный довод налогового органа заслуживающим внимания и передал дело № А41-63325/13 на рассмотрение экономической коллегии.

С судебными актами по данному делу можно ознакомиться в картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru/Card/03811c3a-677d-4e71-b343-c479dde62c4a

Комментариев нет:

Отправить комментарий