Проект
13
мая на сайте ГосДумы
размещено заключение Комитета ГосДумы по бюджету и налогам на вторую версию законопроекта
№
529775-6 «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Эта версия фактически
предусматривает лишение налогоплательщика права на вычет по НДС и признание
расходов по налогу на прибыль при подписании счета-фактуры и первичных
документов со стороны контрагента по сделке неустановленным или
неуполномоченным лицом.
Подробнее об этом законопроекте я
рассказывал и принимал участие в его обсуждении на портале Закон.ру.
Что касается свежего заключения, то в
нем обращает внимание, прежде всего то, что Комитет собирается смягчить позицию
авторов законопроекта (Андрей Макаров и др.) о безусловном лишении
налогоплательщиков права на вычет по НДС и в признании расходов при дефектности
документов контрагента.
Комитет отметил следующее: «…предлагаемые
законопроектом нормы ставят применение налоговых вычетов по НДС и признание
затрат для целей налогообложения налогом на прибыль организаций в прямую
зависимость от соблюдения в отношении счетов-фактур и документов первичного
учета формальных требований. Однако, учитывая, что налоговые органы для
проверки соблюдения этих требований в отношении указанных документов наделены
соответствующими полномочиями (правом проведения экспертизы, опроса свидетеля,
привлечения специалиста и др.), а налогоплательщики лишены соответствующих
возможностей, представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко
второму чтению рассмотреть вопрос о возможности учета при применении
предусмотренных законопроектом норм обстоятельств, свидетельствующих о
проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при
осуществлении соответствующих хозяйственных операций».
С полным текстом заключения Комитета
ГосДумы по бюджету и налогам можно ознакомиться ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета
по бюджету и налогам на проект федерального закона № 529775-6 «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (об установлении пределов осуществления прав и
исполнения обязанностей налогоплательщиком), внесенный депутатом Государственной Думы А.М.Макаровым, членом
Совета Федерации Е.Н.Малкиным (первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект,
Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Проект федерального
закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлен в связи с активным применением налоговыми
органами таких оценочных категорий, как «экономическая обоснованность»,
«должная осмотрительность» и возникшей в связи с этим необходимостью
законодательного урегулирования вопросов исключения возможности ограничения
налоговыми органами прав налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих
свои налоговые обязанности, а также решения проблемы использования
налогоплательщиками формально правомерных действий с целью неуплаты (неполной
уплаты) налога, неправомерного получения права на возмещение (зачет, возврат)
сумм налогов.
В целях обеспечения нормальных и стабильных условий для ведения
предпринимательской деятельности законопроектом закрепляются положительные
элементы правоприменительной практики, которая была выработана налоговыми
органами и арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров, связанных с
признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой
выгоды. Это связано с потенциальной возможностью пересмотра сложившейся
правоприменительной практики вследствие произошедшей реформы судебной системы
(передачей функции рассмотрения экономических споров в подведомственность
Верховного Суда Российской Федерации).
В частности, законопроектом
предлагается:
закрепить общее правило,
запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты
хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или
неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога (статья 54 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс);
определить конкретные
случаи, при которых счет-фактура не может являться основанием для принятия
предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (в случаях подписания
счета-фактуры неуполномоченным или неустановленным лицом, выставления
счета-фактуры иным лицом вместо лица, осуществившего реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг (за
исключением случаев, например, когда исполнение соответствующих обязательств в
силу закона или условий договора может быть возложено на третье лицо) (пункт 6
статьи 169 Налогового кодекса);
установить аналогичные
критерии, при которых затраты не признаются документально подтвержденными (пункт
1 статьи 252 Налогового кодекса).
Вступление в силу
указанных норм предполагается с 1 января 2016 года.
Концептуально поддерживая
рассматриваемую законодательную инициативу, Комитет, тем не менее, считает
принципиально важным, чтобы применение предлагаемых норм не затронуло интересы
добросовестных налогоплательщиков. В связи с чем, обращается внимание на следующее.
В настоящее время правоприменительная практика по
вопросу правомерности применения налоговых вычетов по НДС и признания затрат
для целей налогообложения налогом на прибыль организаций базируется не только
на проверке соответствующих документов на предмет их соответствия формальным
требованиям, но и, в том числе, на учете реальности
осуществления хозяйственных операций с контрагентами, в качестве доказательства
которой могут приниматься во внимание и другие документы.
В то же время, предлагаемые законопроектом нормы
ставят применение налоговых вычетов по НДС и признание затрат для целей
налогообложения налогом на прибыль организаций в прямую зависимость от соблюдения
в отношении счетов-фактур и документов первичного учета формальных требований. Однако, учитывая, что налоговые органы для проверки соблюдения
этих требований в отношении указанных документов наделены соответствующими
полномочиями (правом проведения экспертизы, опроса свидетеля, привлечения
специалиста и др.), а налогоплательщики лишены соответствующих возможностей,
представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть
вопрос о возможности учета при применении предусмотренных законопроектом норм
обстоятельств, свидетельствующих о проявлении налогоплательщиком должной
осмотрительности и осторожности при осуществлении соответствующих хозяйственных
операций.
Согласно
предлагаемым нормам проектируемого пункта 6 статьи 54 Налогового кодекса при
определении налоговой базы и исчислении сумм налогов, а также при реализации
налогоплательщиком права на зачет и (возврат) сумм налога, в том числе излишне
уплаченного, не учитываются в целях налогообложения подлежащие отражению в
бухгалтерском учете или в книге учета доходов и расходов факты хозяйственной
жизни (совокупность таких фактов), основной целью которых является неуплата или
неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога.
С
одной стороны, из данной нормы четко прослеживается обязанность
налогоплательщиков отражать такого вида факты хозяйственной жизни (или их
совокупность) в соответствующих документах бухгалтерского учета либо в книге
учета доходов и расходов. При этом, не учтено, что в соответствии с пунктом 1
статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не
допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не
имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и
притворных сделок, а книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиками
исключительно в целях налогообложения.
С
другой стороны, в этой же проектируемой норме Налогового кодекса предлагается
такие факты хозяйственной деятельности в целях налогообложения не учитывать.
Таким
образом, при подготовке законопроекта ко второму чтению представляется
целесообразным устранить в рассматриваемой норме Налогового кодекса конфликт
нескольких ее положений.
С учетом изложенного, Комитет
по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении
проект федерального закона № 529775-6 «О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Председатель Комитета А.М.Макаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий