Как
известно, Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" п. 1 ст. 31 НК РФ дополнен
подпунктом 2.1 следующего содержания: "налоговые органы вправе
контролировать исполнение банками обязанностей, установленных Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками
обязанностей, установленных Кодексом, утверждается федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации".
Однако до
настоящего времени Порядок контроля за исполнением банками обязанностей,
установленных Кодексом, не утвержден, а налоговые органы уже настойчиво (как
впрочем и раньше) требуют от банков предоставления доступа к информации и
документам в ситуациях, не предусмотренных нормами части первой НК РФ. Это приводит
к спорам между налоговыми органами и банками, один из которых рассмотрел
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Налоговый
орган направил в банк уведомления о предоставлении возможности ознакомления с
документами, а также требования о предоставлении документов. Банк оспорил
направление этих уведомлений и требований в суд, который признал их незаконными.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без
изменений.
Судебные
акты мотивированы тем, что проверка соблюдения кредитной организацией положений
ст.ст. 46, 60, 76 и 86 НК РФ путем проведения какой-либо из форм налоговой
проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Уведомления о
предоставлении возможности ознакомления с документами и требование о
предоставлении документов вынесены в отношении лиц, в отношении которых
налоговая проверка не проводилась.
В
кассационной жалобе налоговый орган ссылался на то, что решение о проверке банка принято в соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 31
НК РФ и связано с проверкой соблюдения банком правильности исчисления и уплаты
налогов как налогоплательщиком. Суды неправомерно сослались на пункт 15
статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых
органах Российской Федерации", утратившей силу с 02.05.2014. Основанием
для проведения проверки и истребования документов явилось обнаружение фактов,
свидетельствующих о допущенных банком нарушениях законодательства о налогах и
сборах, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 132, 135, 135.1 НК РФ.
Суд с
позицией налогового органа не согласился и указал, что «до настоящего времени Порядок
контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, не
утвержден, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции
представителями налоговых органов, а, следовательно, у налоговых органов
отсутствовали основания для вынесения оспариваемых банком решений, на что
обоснованно указали судебные инстанции. Доказательства обратного инспекция не
представила».
«Учитывая установленные по делу
обстоятельства и положения статьи 86 Кодекса, судебные инстанции сделали
правильный вывод о том, что основанием для направления банку оспариваемых
уведомлений и требования явилось решение инспекции о назначении проверки в
отношении самого банка, при отсутствии оснований, подтверждающих необходимость
представления банком информации о своих клиентах, связанных с целями и задачами
налоговых органов, в связи с чем названные уведомления и требования являются
незаконными».
С
судебными актами по данному делу можно ознакомиться здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий