воскресенье, 17 мая 2015 г.

Общая норма НК о возможности специального налогового контроля банков в отсутствие утвержденного порядка такого контроля не позволяет проводить контрольные мероприятия (Постановление АС СКО от 05.05.2015 по делу № А53-21089/2014)


Как известно, Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 1 ст. 31 НК РФ дополнен подпунктом 2.1 следующего содержания: "налоговые органы вправе контролировать исполнение банками обязанностей, установленных Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации".
Однако до настоящего времени Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, не утвержден, а налоговые органы уже настойчиво (как впрочем и раньше) требуют от банков предоставления доступа к информации и документам в ситуациях, не предусмотренных нормами части первой НК РФ. Это приводит к спорам между налоговыми органами и банками, один из которых рассмотрел Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Налоговый орган направил в банк уведомления о предоставлении возможности ознакомления с документами, а также требования о предоставлении документов. Банк оспорил направление этих уведомлений и требований в суд, который признал их незаконными. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Судебные акты мотивированы тем, что проверка соблюдения кредитной организацией положений ст.ст. 46, 60, 76 и 86 НК РФ путем проведения какой-либо из форм налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Уведомления о предоставлении возможности ознакомления с документами и требование о предоставлении документов вынесены в отношении лиц, в отношении которых налоговая проверка не проводилась.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылался на то, что решение о проверке банка принято в соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 31 НК РФ и связано с проверкой соблюдения банком правильности исчисления и уплаты налогов как налогоплательщиком. Суды неправомерно сослались на пункт 15 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", утратившей силу с 02.05.2014. Основанием для проведения проверки и истребования документов явилось обнаружение фактов, свидетельствующих о допущенных банком нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 132, 135, 135.1 НК РФ.
Суд с позицией налогового органа не согласился и указал, что «до настоящего времени Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, не утвержден, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителями налоговых органов, а, следовательно, у налоговых органов отсутствовали основания для вынесения оспариваемых банком решений, на что обоснованно указали судебные инстанции. Доказательства обратного инспекция не представила».
«Учитывая установленные по делу обстоятельства и положения статьи 86 Кодекса, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что основанием для направления банку оспариваемых уведомлений и требования явилось решение инспекции о назначении проверки в отношении самого банка, при отсутствии оснований, подтверждающих необходимость представления банком информации о своих клиентах, связанных с целями и задачами налоговых органов, в связи с чем названные уведомления и требования являются незаконными».

С судебными актами по данному делу можно ознакомиться здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий