Минфин в
своем письме от 22.04.2015 №
03-08-05/23047 прокомментировал подп. 1 п. 4 ст. 7 НК РФ, где речь идет о
ситуации, когда российское лицо выплачивает иностранному лицу какой-либо доход,
но это иностранное лицо не является фактическим получателем дохода. Таковым является
другое лицо – российский резидент (т.е. иностранное лицо является лишь связующим
звеном между двумя российскими резидентами).
В этом
случае налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями
соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков,
являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания
соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у
источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту
постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке,
устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
А часть
вторая НК РФ, как известно, предусматривает определенные случаи выплаты дохода,
когда плательщик выполняет функции налогового агента.
В связи с
этим Минфин разъяснил, что в
рассматриваемом случае российской организацией, выплачивающей доход, не
удерживается налог в отношении дохода иностранного лица, не имеющего
фактического права на такой выплачиваемый доход (его часть), однако согласно
соответствующим положениям Кодекса, такая российская организация будет
выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским
резидентом - фактическим получателем.
Вопрос: О выполнении российской организацией функций
налогового агента по НДФЛ при выплате дохода иностранному лицу, если
фактическим получателем дохода является российский резидент.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2015 г. N 03-08-05/23047
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи
с вопросом о порядке налогообложения дохода, выплачиваемого российским банком
иностранному лицу, не имеющему фактического права на такой доход, сообщает
следующее.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса установлено, что в
случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу,
постоянным местонахождением которого является государство (территория), с
которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам
налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если
источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их
часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом
Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части)
производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй
Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской
Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых
доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового
органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке,
устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса лицом, имеющим
фактическое право на доходы, в целях Кодекса и применения международных
договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо,
которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля
над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно
пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах
которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении
лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые
лицами, а также принимаемые ими риски.
По мнению Департамента, в рассматриваемом случае российской
организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог в отношении дохода
иностранного лица, не имеющего фактического права на такой выплачиваемый доход
(его часть), однако согласно соответствующим положениям Кодекса, такая
российская организация будет выступать налоговым агентом в отношении дохода,
получаемого российским резидентом - фактическим получателем.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские
организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной
практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные
подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в
результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в
пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и
уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с
учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента
не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не
является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют
информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам
руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор
Департамента налоговой
и
таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
22.04.2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий