четверг, 19 марта 2015 г.

Налоговый комитет ГосДумы против повышения процентной ставки пени за просрочку уплаты налогов


        Три недели назад я уже писал о том, что в марте, т.е. уже совсем скоро ГосДума собирается рассмотреть законопроект петербургских депутатов (№ 461025-6) о повышении процентной ставки пени за просрочку уплаты налогов с 1/300 до 1/165 ставки рефинансирования ЦБ РФ (здесь).  Но скорее всего, принят этот законопроект не будет, поскольку Комитет ГосДумы по бюджету и налогам дал на него отрицательное заключение, текст которого я привожу ниже:    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета по бюджету и налогам на проект федерального закона № 461025-6

«О внесении изменения в статью 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (об увеличении размера пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога (сбора), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга  (первое чтение)

Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.

Законопроектом предлагается внесение изменения в абзац второй пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), предусматривающего повышение размера пеней за просрочку уплаты налогов и сборов с одной трехсотой до одной ста шестидесяти пятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее -  ЦБ РФ).

В качестве обоснования необходимости внесения данной законодательной инициативы приводится соотношение ставки рефинансирования и минимальной процентной ставки по банковским кредитам для юридических лиц в Санкт-Петербурге, которая значительно превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ. Данное обстоятельство, по мнению авторов законопроекта, обусловливает использование налогоплательщиками просрочки уплаты налогов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту. Между тем, наличие значительных просрочек по уплате налогов и сборов наносит ущерб бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, способствуя возникновению кассовых разрывов, увеличению дефицита бюджета и общему недофинансированию расходных обязательств.

Несмотря на то, что проблема использования налогоплательщиками просрочки уплаты налогов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту может иметь место, увеличение размера пеней, по мнению Комитета, создаст дополнительное обременение для налогоплательщиков, что в сложившихся в настоящее время экономических условиях представляется нецелесообразным. Это также противоречит требованию, высказанному Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, о необходимости обеспечения неизменности действующих налоговых условий на протяжении ближайших четырех лет.

Представляется экономически необоснованным использование для расчета пеней для всех налогоплательщиков на территории Российской Федерации доли ставки рефинансирования, рассчитанной исходя из минимальной процентной ставки по банковским кредитам для юридических лиц именно в Санкт-Петербурге. При этом, принимая во внимание, что процентная ставка по кредитам является рыночной ценой кредита, назначаемой каждым банком самостоятельно и меняющейся в зависимости от ряда условий (включая изменение ключевой ставки ЦБ РФ), представляется неоправданным использование для расчета повышенного размера пеней величины, постоянно меняющейся и официально не устанавливаемой.

Необходимо также учитывать, что Налоговым кодексом предусмотрен широкий комплекс мер, направленных на обеспечение исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов, включая приостановление операций по счетам в банках, взыскание (в том числе в судебном порядке) с налогоплательщиков сумм недоимки.

Кроме того, отмечается, что в соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов в качестве основного индикатора денежно-кредитной политики определена ключевая ставка. При этом Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов было определено, что к 1 января 2016 года предполагается корректировка Центральным банком Российской Федерации ставки рефинансирования до уровня ключевой ставки.

С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 461025-6 «О внесении изменения в статью 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

 

 

 

Председатель Комитета                                                                        А.М.Макаров

1 комментарий: