В судебной практике нередко можно
встретить примеры, когда нарушение налоговиками каких-либо даже совсем незначительных
формальных требований при проведении налогового контроля помогает признать
незаконным вполне законные на первый взгляд решения налогового органа. Один из
таких примеров, касающийся оформления требования о представлении документов в
порядке ст. 93.1 НК РФ (проще говоря – в рамках встречной проверки) суды
демонстрируют уже далеко не в первый раз. Одно из таких дел относительно
недавно рассмотрел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Как известно, приказом ФНС от
31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма требования о представлении
документов в порядке ст. 93.1 НК РФ. Одним из реквизитов этого требования
является «конкретное мероприятие
налогового контроля, в рамках которого истребуются документы или
информация». Между тем, этот реквизит нередко либо вообще не заполняется либо
заполняется общей формулировкой НК РФ типа «обоснованная необходимость
получения информации относительно конкретной сделки».
Вот и в рассматриваемом деле налоговый
орган в направленном обществу требовании вместо указания конкретного мероприятия
налогового контроля использовал следующую формулировку: «вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла
обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки».
Т.е. воспроизведена общая формулировка п.2 ст.93.1 НК РФ.
Общество документы не представило и
было привлечено к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
Суд первой инстанции признал решение о
привлечении к ответственности незаконным, указав, что мероприятие налогового контроля имеет определенную форму,
осуществляется в отношении конкретного налогоплательщика и не может быть
сформулировано абстрактно.
В апелляционной инстанции вдобавок ко
всему выяснилось, что налоговый орган истребовал именно документы относительно конкретной сделки, хотя в обоснование своего
требования (как показано выше) указал на необходимость получения информации. А поскольку «документы» и
«информация» понятия разные, то этот формальный и малозначительный на первый
взгляд момент стал дополнительным аргументом в пользу необоснованности
требования налогового органа. Суд здесь указал, что «Позиция налогового органа о запросе у общества именно информации относительно конкретной
сделки фактически является подменой
понятий, поскольку из указанного требования… прямо следует, что обществу надлежит
представить в установленный срок конкретные документы, согласно перечню».
Суд кассационной инстанции тоже
согласился с тем, что требование налогового органа не содержало указания на
мероприятие налогового контроля, в связи с проведением которого возникла
необходимость в предоставлении документов (информации).
Комментариев нет:
Отправить комментарий