Как известно, Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ
были внесены достаточно важные поправки в другой Федеральный закон – о
трансфертном ценообразовании (известный также как 227-ой закон от 18.07.2011).
В результате этих
поправок в ст. 4 Закона о ТЦО появился п. 5.1, согласно которому «Положения частей первой и второй Налогового
кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не
применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и
коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или)
расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса
Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, за исключением сделок, условия
которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были
изменены».
То есть, из под
действия раздела V.1 НК РФ были выведены основные
финансовые и обеспечивающие их сделки, заключенные до 01.01.2012
(доходы/расходы по которым признаны после этой даты), но с оговоркой о том, что
это касается только тех сделок, условия которых после 01.01.2012 не изменялись.
То есть, если,
например, договор займа был заключен в конце 2011 года и его условия после
01.01.2012 года не изменялись, то несмотря на то, что проценты по этому займу
выплачивались уже в 2012 году, контроль над соответствием размера этих
процентов рыночному уровню не может осуществляться в соответствии с разделом V.1
НК РФ.
Но что понимать под «изменением условий»
применительно к займу? О каких именно условиях идет речь? Ответ на этот
вопрос попытался дать Минфин в своем письме
от 11.02.2015 № 03-01-18/5923.
Он исходит из того,
что у любого договора (в т.ч. и договора займа) есть т.н. «существенные
условия». Согласно ст. 432 ГК РФ существенными
являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или
иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного
вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон
должно быть достигнуто соглашение.
Так вот, по мнению
Минфина, для целей ст. 4 Закона о ТЦО
под изменением условий сделки (договора)
по предоставлению займа следует понимать изменение существенных условий
указанной сделки (договора), совершенное в той же форме, что и сделка
(договор)…
Правда Минфин не
указал, какие условия являются существенными для договора займа, но
представляется, что их можно вывести из формулировки договора займа,
содержащейся в ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 807
ГК РФ «По договору займа одна сторона
(займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или
другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить
займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других
полученных им вещей того же рода и качества».
Из этой формулировки
следует, что существенным условием договора займа является условие о сумме
займа. Без согласования суммы займа не может быть и самого договора займа. Таким
же существенным условием, на мой взгляд, можно признать и валюту займа (рубли,
евро, юани).
Что же касается таких
других важных условий займа как срок
возврата и размер процентов, то
даже если они сторонами не согласованы и ни одна из сторон не настаивала на их
согласовании, то договор займа всё равно будет считаться заключенным, а значит,
последующее изменение именно этих
условий не должно иметь значения (по логике Минфина) для целей применения норм
о ТЦО.
Есть письмо МФ аналогичного содержания от 4 августа 2015 г. N 03-01-18/44902
ОтветитьУдалить