понедельник, 16 марта 2015 г.

Для целей ТЦО под изменением условий займа понимается изменение существенных условий договора займа (Письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-01-18/5923)


Как известно, Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ были внесены достаточно важные поправки в другой Федеральный закон – о трансфертном ценообразовании (известный также как 227-ой закон от 18.07.2011).

В результате этих поправок в ст. 4 Закона о ТЦО появился п. 5.1, согласно которому «Положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением сделок, условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены».

То есть, из под действия раздела V.1 НК РФ были выведены основные финансовые и обеспечивающие их сделки, заключенные до 01.01.2012 (доходы/расходы по которым признаны после этой даты), но с оговоркой о том, что это касается только тех сделок, условия которых после 01.01.2012 не изменялись.

То есть, если, например, договор займа был заключен в конце 2011 года и его условия после 01.01.2012 года не изменялись, то несмотря на то, что проценты по этому займу выплачивались уже в 2012 году, контроль над соответствием размера этих процентов рыночному уровню не может осуществляться в соответствии с разделом V.1 НК РФ.

Но что понимать под «изменением условий» применительно к займу? О каких именно условиях идет речь? Ответ на этот вопрос попытался дать Минфин в своем письме от 11.02.2015 № 03-01-18/5923.

Он исходит из того, что у любого договора (в т.ч. и договора займа) есть т.н. «существенные условия». Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так вот, по мнению Минфина, для целей ст. 4 Закона о ТЦО под изменением условий сделки (договора) по предоставлению займа следует понимать изменение существенных условий указанной сделки (договора), совершенное в той же форме, что и сделка (договор)…

Правда Минфин не указал, какие условия являются существенными для договора займа, но представляется, что их можно вывести из формулировки договора займа, содержащейся в ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ «По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества».

Из этой формулировки следует, что существенным условием договора займа является условие о сумме займа. Без согласования суммы займа не может быть и самого договора займа. Таким же существенным условием, на мой взгляд, можно признать и валюту займа (рубли, евро, юани).

Что же касается таких других важных условий займа как срок возврата и размер процентов, то даже если они сторонами не согласованы и ни одна из сторон не настаивала на их согласовании, то договор займа всё равно будет считаться заключенным, а значит, последующее изменение именно этих условий не должно иметь значения (по логике Минфина) для целей применения норм о ТЦО.

1 комментарий:

  1. Есть письмо МФ аналогичного содержания от 4 августа 2015 г. N 03-01-18/44902

    ОтветитьУдалить