среда, 18 марта 2015 г.

Суды до сих против Минфина по вопросу об НДФЛ с выходных пособий по соглашению сторон (Ап. определение Хабаровского краевого суда от 21.02.2015 по делу № 33-167/2015)


Вот уже довольно значительное время наблюдается расхождение правовых позиций между судами и Минфином РФ по вопросу о том, облагаются ли НДФЛ выходные пособия, выплачиваемые при увольнении работника по соглашению сторон трудового договора. В свою очередь этот вопрос является производным по отношению к другому не менее спорному вопросу о том, можно ли считать выходные пособия, выплачиваемые при увольнении по соглашению сторон, компенсациями, предусмотренными действующим законодательством.

Минфин, как ни странно, занимает здесь позицию, выгодную налогоплательщикам, в то время как суды придерживаются противоположной позиции. Вот и один из последних судебных актов (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21.02.2015 по делу № 33-167/2015) отражает сохранение существующей тенденции.

Истец при обращении в суд с заявлением о взыскании излишне удержанной с него суммы НДФЛ (а она была удержана при выплате выходного пособия при увольнении по соглашению сторон) сослался в том числе на то, что в письме Минфина РФ № 03-04-06/9665 от 27.03.2013 дано разъяснение, что любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении, освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом 3-кратный размер среднемесячного заработка. Это следует из абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ.

Суд отметил, что данная норма содержит порядок освобождения от налогообложения НДФЛ сумм выходного пособия при увольнении для граждан РФ и сумм компенсационных выплат для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в пределах норм, установленных действующим законодательством РФ.

По сути это означает, что для того, чтобы выходное пособие считалось компенсацией, установленной действующим законодательством, это законодательство должно устанавливать не только основание для его выплаты, но и его конкретный или минимальный размер.

И далее суд отметил, что рассматриваемая выплата работнику в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон не относится к регламентированным абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ доходам физических лиц, подлежащих освобождению от налогообложения, поскольку…не является компенсационной выплатой, определяемой в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Ну а в заключение суд привел уже традиционный аргумент о том, что «из буквального толкования п. 3 ст. 217 НК РФ усматривается, что норма законодательства, предусматривающая компенсационные выплаты, должна быть императивной, тогда как ч. 3 ст. 178 ТК РФ носит диспозитивный характер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий