среда, 25 марта 2015 г.

Еще одно дело о законности направления материалов налоговой проверки следователям в период судебного приостановления решения о доначислении налога (Постановление АС СЗО от 12.02.2015 по делу № А21-1884/2014)


     Неделю назад я уже рассказывал о том, что согласно позиции судов судебное приостановление решения налогового органа не препятствует последнему направить материалы проверки в следственные органы (Постановление АС УО от 10.02.2015 по делу № А76-10451/2014).
       И вот еще одно аналогичное дело, но в нем события развивались намного более неприятнее для налогоплательщика, поскольку там не ограничилось одной лишь передачей материалов налоговой проверки в следственные органы. Там в итоге было возбуждено уголовное дело против директора, проведены обыски.
Одним словом, это дело отражает тот наметившийся уклон в контроле за уплатой налогов, центр тяжести которого все больше перекочевывает от налоговых органов к следственным.
       Ну а что же налогоплательщик? По его мнению, налоговый орган (Управление ФНС) незаконно направил в следственный орган материалы выездной налоговой проверки в период действия принятых судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа. Причинно-следственная связь между нарушенными правами заявителя и действиями Управления заключается в том, что если бы Управление не направило материалы выездной налоговой проверки в правоохранительные органы, то следователь не имел бы оснований для проведения доследственной проверки и возбуждения уголовного дела.

Обратите внимание, как интересно налогоплательщик пытается сформулировать причинно-следственную связь между направлением материалов налоговой проверки в следственные органы и нарушением своих интересов.
Естественно прямой причинно-следственной связи здесь нет: ведь следователь, получив материалы проверки, не обязательно должен был возбудить дело. Есть только косвенная связь, но суды дали понять, что юридического значения она не имеет.

    Суды установили, что действительно в период действия указанных обеспечительных мер Управление ФНС на основании п. 3 ст. 32 НК РФ направило материалы выездной налоговой проверки в Следственное управление, и последнее возбудило в отношении директора налогоплательщика уголовное дело по ст. 199 УК РФ.
      Однако судами отмечено, что осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов), не свидетельствует о том, что права Общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Общество вправе в случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела обжаловать указанное постановление. Представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о нарушении действиями налогового органа прав и законных интересов Общества в предпринимательской деятельности.
       Ну что тут можно сказать? С правовой точки зрения, конечно, проще всего «отфутболить» налогоплательщика и заставить его разбираться не с налоговыми, а со следственными органами (тут мало приятного). По факту же действительно получается странно, решение суда (каким бы и в чью пользу оно ни было) по проверке законности доначисления налогов еще не вступило в силу, приостановление его исполнения все еще действует, а силовики в это время уже вовсю «трясут» этого налогоплательщика и все гарантии защиты его прав, предусмотренные НК РФ, в это время уже попросту не работают.

     С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий