Идеи 53-го постановления Пленума ВАС обретают новую форму
Еще один законопроект из «большой тройки» законопроектов,
внесенных 23 мая в ГосДуму председателем ее Комитета по бюджету и налогам Андреем
Макаровым, это законопроект №
529775-6 «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации».
Согласно законопроекту, часть первая НК РФ дополняется
всего одной статьей, но зато какой! Совсем недавно в прессе звучала информация
о том, что Совет Федерации подготовил законопроект о недопустимости минимизации
налогообложения путем злоупотребления правом. Но пока СФ согласовывал этот
текст с ФНС, ключевое его положение уже успел внести в ГосДуму в своем изложении Андрей Макаров.
Текст законопроекта отражает в себе те идеи, которые ранее
были заложены в известном постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 о
необоснованной налоговой выгоде. Хотя, на мой взгляд, взятый из цивилистики
институт злоупотребления правом в налоговом праве превратится в еще более
размытую категорию чем «необоснованная налоговая выгода». Ниже я привожу его текст и пояснительную записку к нему.
Планируется, что соответствующий закон заработает уже с нового 2015 года.
«Статья 211 Пределы
осуществления прав и исполнения
обязанностей в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах
1.
Добросовестным поведением налогоплательщика признается надлежащее исполнение налогоплательщиком
своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, если налоговым
органом не установлен факт злоупотребления налогоплательщиком правом.
2.
В целях настоящего Кодекса под злоупотреблением правом понимается совершение хозяйственных
операций, совокупности сделок, или действий (бездействия), основной целью которых
является неисполнение (неполное исполнение) обязанности по уплате налогов и сборов,
а также неправомерное получение права на возмещение (возврат, зачет) налогов и сборов.
3.
В случае установления в ходе налоговых проверок факта злоупотребления налогоплательщиком
правом налоговый орган вправе определять суммы налогов и сборов, подлежащие уплате
налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, а также подлежащие
возмещению (возврату, зачету) так, как если бы налогоплательщик не злоупотребил
правом.
4.
В случае установления в ходе налоговых проверок факта неисполнения контрагентом
своих обязательств по сделке, налоговым органом может быть отказано налогоплательщику
в признании расходов и в применении налоговых вычетов по сделке, заключенной с контрагентом,
в отношении которого налогоплательщик с учетом условий ведения предпринимательской
деятельности, оценки деловой репутации контрагента мог обладать информацией о невозможности
исполнения им своих обязательств в силу отсутствия у контрагента необходимых условий
для исполнения им обязательств по сделке, в том числе необходимых ресурсов (производственных
мощностей, технологического оборудования, персонала) и (или) опыта в соответствующей
сфере деятельности.»
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года,
но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении
изменения в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект
федерального закона «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации» подготовлен с целью защиты налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих
обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Постановление
Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения
налогоплательщиком налоговой выгоды», ввело в оборот понятие «налоговой выгоды».
Согласно
указанному Постановлению, налоговая выгода возникает у налогоплательщика в случае
уменьшения налоговой обязанности посредством различных действий, перечень которых
не является исчерпывающим. При этом само по себе получение налоговой выгоды не является
противоправным явлением, свидетельствующим о недобросовестности налогоплательщика.
ВАС РФ прямо допускает получение налогоплательщиком налоговой выгоды при документальном
обосновании права на ее получение, и если налоговым органом не доказано, что сведения
в представленных документах неполны, недостоверны или противоречивы.
Таким
образом, концепция налоговой выгоды построена на презумпции добросовестности налогоплательщика.
Однако, на практике нередко в результате применения налоговыми органами оценочных
категорий, в частности, таких, как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность»,
«злоупотребление правом», даже для налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих
свои налоговые обязанности, наступают негативные налоговые последствия.
В
связи с изложенным предлагается в Налоговом кодексе Российской Федерации установить
пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком в налоговых
правоотношениях, в соответствии с чем предлагается ввести принцип добросовестности
налогоплательщика, определить понятие «злоупотребление правом», а также определить
условия ограничения налоговым органом налогоплательщика в правах, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах, в случае неправомерного уменьшения им своих
налоговых обязательств посредством отказа в признании неправомерных расходов или
применении вычетов.
Также
законопроект направлен на решение проблемы использования налогоплательщиками формально
правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности
по уплате налогов или получение права на возмещение (возврат, зачет), то есть, на
борьбу с «агрессивными» механизмами налоговой оптимизации.
Для
добросовестных налогоплательщиков принятие законопроекта будет способствовать созданию
нормальных условий ведения бизнеса и созданию благоприятной экономической среды
путем устранения недобросовестной конкуренции. Данная цель может быть достигнута
устранением с рынка «фирм однодневок» и прекращением необоснованного использования
налогоплательщиками налоговых преференций.
Кроме
того, принятие предлагаемого законопроекта может стать реальным инструментом в борьбе
с размыванием налоговой базы путем использования «фирм - однодневок» и оффшорных
компаний во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации на 2014 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий