суббота, 24 мая 2014 г.

В ГосДуму внесен законопроект о добросовестности в налоговых отношениях


Идеи 53-го постановления Пленума ВАС обретают новую форму


Еще один законопроект из «большой тройки» законопроектов, внесенных 23 мая в ГосДуму председателем ее Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, это законопроект № 529775-6 «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно законопроекту, часть первая НК РФ дополняется всего одной статьей, но зато какой! Совсем недавно в прессе звучала информация о том, что Совет Федерации подготовил законопроект о недопустимости минимизации налогообложения путем злоупотребления правом. Но пока СФ согласовывал этот текст с ФНС, ключевое его положение уже успел внести в ГосДуму в своем изложении Андрей Макаров.
Текст законопроекта отражает в себе те идеи, которые ранее были заложены в известном постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. Хотя, на мой взгляд, взятый из цивилистики институт злоупотребления правом в налоговом праве превратится в еще более размытую категорию чем «необоснованная налоговая выгода». Ниже я привожу его текст и пояснительную записку к нему. Планируется, что соответствующий закон заработает уже с нового 2015 года.

«Статья 211 Пределы осуществления прав и исполнения

обязанностей в отношениях, регулируемых

законодательством о налогах и сборах

1. Добросовестным поведением налогоплательщика признается надлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, если налоговым органом не установлен факт злоупотребления налогоплательщиком правом.

2. В целях настоящего Кодекса под злоупотреблением правом понимается совершение хозяйственных операций, совокупности сделок, или действий (бездействия), основной целью которых является неисполнение (неполное исполнение) обязанности по уплате налогов и сборов, а также неправомерное получение права на возмещение (возврат, зачет) налогов и сборов.

3. В случае установления в ходе налоговых проверок факта злоупотребления налогоплательщиком правом налоговый орган вправе определять суммы налогов и сборов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, а также подлежащие возмещению (возврату, зачету) так, как если бы налогоплательщик не злоупотребил правом.

4. В случае установления в ходе налоговых проверок факта неисполнения контрагентом своих обязательств по сделке, налоговым органом может быть отказано налогоплательщику в признании расходов и в применении налоговых вычетов по сделке, заключенной с контрагентом, в отношении которого налогоплательщик с учетом условий ведения предпринимательской деятельности, оценки деловой репутации контрагента мог обладать информацией о невозможности исполнения им своих обязательств в силу отсутствия у контрагента необходимых условий для исполнения им обязательств по сделке, в том числе необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, персонала) и (или) опыта в соответствующей сфере деятельности.»


Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения в часть первую

Налогового кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» подготовлен с целью защиты налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», ввело в оборот понятие «налоговой выгоды».

Согласно указанному Постановлению, налоговая выгода возникает у налогоплательщика в случае уменьшения налоговой обязанности посредством различных действий, перечень которых не является исчерпывающим. При этом само по себе получение налоговой выгоды не является противоправным явлением, свидетельствующим о недобросовестности налогоплательщика. ВАС РФ прямо допускает получение налогоплательщиком налоговой выгоды при документальном обосновании права на ее получение, и если налоговым органом не доказано, что сведения в представленных документах неполны, недостоверны или противоречивы.

Таким образом, концепция налоговой выгоды построена на презумпции добросовестности налогоплательщика. Однако, на практике нередко в результате применения налоговыми органами оценочных категорий, в частности, таких, как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность», «злоупотребление правом», даже для налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих свои налоговые обязанности, наступают негативные налоговые последствия.

В связи с изложенным предлагается в Налоговом кодексе Российской Федерации установить пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком в налоговых правоотношениях, в соответствии с чем предлагается ввести принцип добросовестности налогоплательщика, определить понятие «злоупотребление правом», а также определить условия ограничения налоговым органом налогоплательщика в правах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в случае неправомерного уменьшения им своих налоговых обязательств посредством отказа в признании неправомерных расходов или применении вычетов.

Также законопроект направлен на решение проблемы использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или получение права на возмещение (возврат, зачет), то есть, на борьбу с «агрессивными» механизмами налоговой оптимизации.

Для добросовестных налогоплательщиков принятие законопроекта будет способствовать созданию нормальных условий ведения бизнеса и созданию благоприятной экономической среды путем устранения недобросовестной конкуренции. Данная цель может быть достигнута устранением с рынка «фирм однодневок» и прекращением необоснованного использования налогоплательщиками налоговых преференций.

Кроме того, принятие предлагаемого законопроекта может стать реальным инструментом в борьбе с размыванием налоговой базы путем использования «фирм - однодневок» и оффшорных компаний во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2014 год.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий