вторник, 20 мая 2014 г.

Расходы налогоплательщика на приобретение «ноу-хау» признаны обоснованными (Постановление ФАС МО от 07.05.2014 по делу № А41-26955/13)


Налоговому органу не помогла даже экспертиза


Споры об обоснованности расходов на приобретение «ноу-хау» не так часто встречаются на практике. Тем интереснее каждое такое дело. ФАС Московского округа рассмотрел спор, где налоговый орган признал необоснованными расходы на приобретение налогоплательщиком «ноу-хау».

При рассмотрении дела было установлено, что между налогоплательщиком и контрагентом заключен лицензионный договор на передачу «ноу-хау». В соответствии с условиями лицензионного договора, описания процессов, составляющие секрет производства содержатся в систематизированных актах - "кодексах". Как было впоследствии установлено судом, ноу-хау, используемое заявителем, по сути, представляет собой детализированное и систематизированное описание осуществляемых в аэропортовой деятельности бизнес-процессов и технологии управления ими. Описание ноу-хау систематизировано определенным образом. Передача "ноу-хау" контрагентам осуществляется путем размещения информации в специализированной информационной системе, на постоянной основе, в систему вносятся обновления и изменения. При этом на момент заключения договора эти «кодексы» еще не числились в учете правообладателя.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик не располагает документами позволяющими установить факт создания "ноу-хау", точную дату создания, наличие состава "ноу-хау" в содержании кодексов на момент заключения лицензионных договоров, а также установить параметры, необходимые для определения признаков "ноу-хау".

Более того, налоговым органом была назначена экспертиза, которая показала, что представленные на экспертизу документы не является "ноу-хау" в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.

В итоге налоговый орган решил, что анализ протоколов ознакомления с информацией, содержащей "ноу-хау" позволяет прийти к выводу о том, что в большинстве своем они либо не содержат никакой информации, либо эта информация является общеизвестной и применяемой в качестве руководства в повседневной рабочей деятельности в каждой организации.

Однако суд установил следующее:

1) Порядок доступа сотрудников заявителя к сведениям, содержащим ноу-хау, урегулирован его локальными документами, которые предоставлены в ходе проверки. Доказательств наличия свободного доступа третьих лиц к указанным сведениям налоговым органом не представлено.

2) налогоплательщик не является создателем ноу-хау. Коммерческая ценность состоит в том, что внедрение ноу-хау позволило формализовать основные бизнес-процессы, ввести типовые операции, сократить издержки производства, установить четкую систему оценки количества и качества деятельности персонала. Данные доводы заявителя налоговым органом не опровергнуты.

3) Продукт со схожими характеристиками в рамках проверки налоговым органом не установлен, инспекция не оспаривает, что заявитель (аэропорт "Домодедово") имеет более высокие производственно-финансовые показатели в сравнении с другими аэропортами Российской Федерации. При этом инспекцией не опровергнут и довод заявителя о том, что превосходство объясняется именно наличием эффективной системы управления бизнесом на основе ноу-хау.

На основании изложенного суды пришли к вводу о том, что ноу-хау, используемое налогоплательщиком, представляет коммерческую ценность, не может считаться общераспространенными сведениями, а значит, расходы на его приобретение являются обоснованными.

С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий