В НК появится новая форма налогового контроля
23 мая председатель Комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Андрей Макаров среди прочих реформаторских законопроектов внес в Думу законопроект
№
529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации», закрепляющий в НК РФ институт расширенного информационного
взаимодействия (РИВ) между налоговыми органами и налогоплательщиками –
представителями крупного бизнеса или, проще говоря, институт налогового
мониторинга, о котором в последнее время сказано было немало.
Если в двух словах, то на основании предлагаемых поправок
налоговый орган и налогоплательщик могут заключить между собой соглашение о
расширенном информационном взаимодействии. При этом не любой налогоплательщик
вправе заключить такое соглашение, а только тот который одновременно отвечает
трем условиям.
1) Совокупная
сумма задекларированных федеральных налогов за год, предшествующий году подачи
заявления о заключении соглашения о РИВ составляет не менее 500 миллионов
рублей;
2) Суммарный
объем доходов за год (по данным годовой отчетности), предшествующий году подачи заявления о
заключении соглашения о РИВ составляет не менее 5 миллиардов рублей;
3) Совокупная
стоимость активов (по данным годовой отчетности), предшествующий году подачи заявления о
заключении соглашения о РИВ составляет не менее 10 миллиардов рублей.
Налогоплательщик, заключивший такое соглашение, по общему
правилу избегает риска назначения в отношении него выездных налоговых проверок
с их налоговыми доначислениями, пенями и штрафами. Представление налоговых
деклараций с последующими камеральными проверками остается в силе.
Налоговый
орган при этом превращается в налогового консультанта,
который будет консультировать налогоплательщика, заключившего соглашение, по
любым вопросам налогообложения в той или иной ситуации (хозяйственной операции)
кроме трансфертного ценообразования. При этом налогоплательщик вправе не
согласиться с полученным разъяснением, представить свои возражения,
инициировать т.н. взаимосогласительную процедуру, направленную на достижение единого
мнения по тому или иному вопросу.
В свою очередь налоговый орган получает почти
неограниченное право истребования у такого налогоплательщика пояснений и
документов, что неизбежно поставит вопрос об исключении из общего правила о
недопустимости избыточного налогового контроля.
Ниже я привожу текст пояснительной записки к этому законопроекту.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Настоящий
законопроект предполагает введение в законодательство Российской Федерации института
налогового мониторинга. Данный институт в качестве пилотного проекта опробован ФНС
России между территориальными налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками
начиная с декабря 2012 года. Результаты реализации данного проекта имели положительный
эффект.
Суть
проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи
налоговой декларации может разрешить спорные
вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени
получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может
проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком
для целей налогообложения.
Данный
вид налогового администрирования не только соответствует мировым практиками (США,
Великобритания, Нидерланды и др.), но и позволяет более оперативно и качественно
осуществлять ФНС России функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Как
показывает мировой опыт, стабильность и определенность в налоговой нагрузке компании
является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности
страны на глобальном рынке мировых инвестиций. Данный подход позволит повысить прогнозируемость
поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также
своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение
налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат
на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых
споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.
Введение
данного вида налогового администрирования не потребует дополнительных материальных
затрат, так как ФНС России может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные
мероприятия в рамках штатной численности (возможно потребуется необходимость в обучении
сотрудников и организации специальных комнат для приема налогоплательщиков).
Комментариев нет:
Отправить комментарий