суббота, 24 мая 2014 г.

В ГосДуму внесен законопроект о налоговом мониторинге крупнейших налогоплательщиков


В НК появится новая форма налогового контроля

23 мая председатель Комитета ГосДумы по бюджету и налогам Андрей Макаров среди прочих реформаторских законопроектов внес в Думу законопроект № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», закрепляющий в НК РФ институт расширенного информационного взаимодействия (РИВ) между налоговыми органами и налогоплательщиками – представителями крупного бизнеса или, проще говоря, институт налогового мониторинга, о котором в последнее время сказано было немало.

Если в двух словах, то на основании предлагаемых поправок налоговый орган и налогоплательщик могут заключить между собой соглашение о расширенном информационном взаимодействии. При этом не любой налогоплательщик вправе заключить такое соглашение, а только тот который одновременно отвечает трем условиям.

1)   Совокупная сумма задекларированных федеральных налогов за год, предшествующий году подачи заявления о заключении соглашения о РИВ составляет не менее 500 миллионов рублей;

2)   Суммарный объем доходов за год (по данным годовой отчетности),  предшествующий году подачи заявления о заключении соглашения о РИВ составляет не менее 5 миллиардов рублей;

3)   Совокупная стоимость активов (по данным годовой отчетности),  предшествующий году подачи заявления о заключении соглашения о РИВ составляет не менее 10 миллиардов рублей.

Налогоплательщик, заключивший такое соглашение, по общему правилу избегает риска назначения в отношении него выездных налоговых проверок с их налоговыми доначислениями, пенями и штрафами. Представление налоговых деклараций с последующими камеральными проверками остается в силе.

Налоговый орган при этом превращается в налогового консультанта, который будет консультировать налогоплательщика, заключившего соглашение, по любым вопросам налогообложения в той или иной ситуации (хозяйственной операции) кроме трансфертного ценообразования. При этом налогоплательщик вправе не согласиться с полученным разъяснением, представить свои возражения, инициировать т.н. взаимосогласительную  процедуру, направленную на достижение единого мнения по тому или иному вопросу.

В свою очередь налоговый орган получает почти неограниченное право истребования у такого налогоплательщика пояснений и документов, что неизбежно поставит вопрос об исключении из общего правила о недопустимости избыточного налогового контроля.

Ниже я привожу текст пояснительной записки к этому законопроекту.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Настоящий законопроект предполагает введение в законодательство Российской Федерации института налогового мониторинга. Данный институт в качестве пилотного проекта опробован ФНС России между территориальными налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками начиная с декабря 2012 года. Результаты реализации данного проекта имели положительный эффект.

Суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи

налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения.

Данный вид налогового администрирования не только соответствует мировым практиками (США, Великобритания, Нидерланды и др.), но и позволяет более оперативно и качественно осуществлять ФНС России функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Как показывает мировой опыт, стабильность и определенность в налоговой нагрузке компании является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности страны на глобальном рынке мировых инвестиций. Данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.

Введение данного вида налогового администрирования не потребует дополнительных материальных затрат, так как ФНС России может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные мероприятия в рамках штатной численности (возможно потребуется необходимость в обучении сотрудников и организации специальных комнат для приема налогоплательщиков).

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий