вторник, 20 мая 2014 г.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного акта за прошлый период не дает возможность пересчитать земельный налог за этот период (Президиум ВАС РФ)


20 мая Президиум ВАС РФ рассмотрел спор по вопросу о возможности перерасчета земельного налога за прошлый период при изменении кадастровой стоимости земельных участков за прошлый период на основании нормативного акта.
Этот спор схож с многочисленными спорами, когда кадастровая стоимость пересматривается на основании судебного акта, но всё же по сравнению с судебными актами, нормативные акты, изменяющие кадастровую стоимость, имеют свою специфику. Она сводится к тому, что такие акты могут и должны приравниваться к актам законодательства о налогах и сборах в силу позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О.
А одной из особенностей нормативных актов законодательства о налогах и сборах является то, что в силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вот только что понимать под «приданием обратной силы» применительно к нормативным актам, изменяющим кадастровую стоимость за прошлый период? С этим и предстояло разобраться.
Согласно фабуле дела, налогоплательщик исчислял в 2010-2011 гг. земельный налог по принадлежащему ему земельному участку, исходя из его кадастровой стоимости. Впоследствии (в 2011 году) нормативным актом субъекта РФ кадастровая стоимость этого участка была уменьшена. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков установлены по состоянию на 01.01.2010 (т.е. «задним числом»). В связи с этим налогоплательщик произвел перерасчет земельного налога за 2010 и 2011 годы в сторону уменьшения, представив уточненные декларации, и обратился с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу. В возврате переплаты налоговый орган, естественно, отказал, поскольку новая кадастровая стоимость может применяться только на будущее время.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, исходили из того, что при утверждении уполномоченным государственным органом новых результатов государственной оценки земель нормативно-правовым актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика (п. 4 ст. 5 НК РФ). Такие акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, а в нормативном акте, утвердившем новую кадастровую стоимость, как раз и указано, что результаты кадастровой оценки утверждены по состоянию на 01.01.2010 года (т.е. с обратной силой). Сам же этот нормативный акт должен иметь такую же силу, что и акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О.
Коллегия судей ВАС со ссылкой на наличие противоположной практики передала это дело в Президиум (Определение ВАС РФ от 11.04.2014 № ВАС-2868/14). И при рассмотрении дела в Президиуме позиция налогового органа сводилась, в частности, к тому, что установление даты, на которую определяется кадастровая стоимость, не является приданием обратной силы соответствующему акту.
В итоге Президиум согласился с налоговым органом и отменил судебные акты нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика.
С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий