В последнее время в
судебную практику достаточно прочно внедрилось такое понятие как «избыточность
налогового контроля». Наглядным примером тому является Определение ВАС РФ от
21.03.2011 № ВАС-3294/10, когда суд признал незаконным ежегодное
назначение выездных проверок в совокупности с фактом назначения последующей
выездной проверки до окончания предыдущей.
Тем
не менее, частое назначение выездных проверок не всегда свидетельствует об избыточности
налогового контроля, учитывая, что согласно п. 5 ст. 89 НК РФ, по общему
правилу налоговые органы не вправе проводить в отношении одного
налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного
года.
Вот и в деле, рассмотренном
ФАС Западно-Сибирского округа, установлено, что первая выездная налоговая
проверка, завершившаяся в 2012 году, по результатам которой вынесено решение от
13.08.2012, проведена с целью
контроля правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов
за период с 01.01.2008 по 31.12.2009,
а также с целью проверки правильности исчисления НДФЛ за период с 01.01.2008 по 31.03.2011. Вторая
выездная налоговая проверка, начавшаяся в этом же 2012 году, по итогам которой
вынесено оспариваемое решение Инспекции, проведена по вопросам правильности
исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 и НДФЛ за
период с 01.04.2011 по 31.07.2012.
Суд первой инстанции,
рассматривая спор в пользу налогоплательщика, указал на то, что налоговым
органом в отношении налогоплательщика неправомерно проведены две выездные
налоговые проверки в течение одного года. Указанное нарушение процедуры
проведения мероприятий налогового контроля свидетельствует о несоблюдении налоговым
органом принципа недопустимости избыточного или неограниченного налогового
контроля и является достаточным основанием для признания
недействительным решения налогового органа.
Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с
этим выводом не согласились и отметили, что:
1) предметом указанных выше выездных налоговых
проверок являлись вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты
одних и тех же налогов, но за различные налоговые периоды. Следовательно,
налоговым органом не допущено нарушений ограничения по проведению тождественных
выездных налоговых проверок (то есть по одним и тем же налогам за один и тот же
период).
2) указанные налоговые проверки действительно
проводились налоговым органом в пределах одного календарного года. Однако, как
следует из положений нормы пункта 5 статьи 89 НК РФ, действующее
законодательство запрещает проведение более двух выездных налоговых проверок в
отношении одного налогоплательщика в течение одного календарного года, в то
время как запрета на проведение двух налоговых проверок в течение такого
периода закон не содержит.
На основании изложенного в
удовлетворении жалоб налогоплательщика было отказано.
С судебными актами по
данному делу вы можете ознакомиться здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий