вторник, 20 мая 2014 г.

Две выездных проверки в одном году не всегда говорят об избыточности налогового контроля (Постановление ФАС ЗСО от 08.05.2014 по делу № А46-7453/2013)


В последнее время в судебную практику достаточно прочно внедрилось такое понятие как «избыточность налогового контроля». Наглядным примером тому является Определение ВАС РФ от 21.03.2011  ВАС-3294/10,  когда суд признал незаконным ежегодное назначение выездных проверок в совокупности с фактом назначения последующей выездной проверки до окончания предыдущей.

Тем не менее, частое назначение выездных проверок не всегда свидетельствует об избыточности налогового контроля, учитывая, что согласно п. 5 ст. 89 НК РФ, по общему правилу налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Вот и в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа, установлено, что первая выездная налоговая проверка, завершившаяся в 2012 году, по результатам которой вынесено решение от 13.08.2012, проведена с целью контроля правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, а также с целью проверки правильности исчисления НДФЛ за период с 01.01.2008 по 31.03.2011. Вторая выездная налоговая проверка, начавшаяся в этом же 2012 году, по итогам которой вынесено оспариваемое решение Инспекции, проведена по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 и НДФЛ за период с 01.04.2011 по 31.07.2012.

Суд первой инстанции, рассматривая спор в пользу налогоплательщика, указал на то, что налоговым органом в отношении налогоплательщика неправомерно проведены две выездные налоговые проверки в течение одного года. Указанное нарушение процедуры проведения мероприятий налогового контроля свидетельствует о несоблюдении налоговым органом принципа недопустимости избыточного или неограниченного налогового контроля и является достаточным основанием для признания недействительным решения налогового органа.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с этим выводом не согласились и отметили, что:

1) предметом указанных выше выездных налоговых проверок являлись вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты одних и тех же налогов, но за различные налоговые периоды. Следовательно, налоговым органом не допущено нарушений ограничения по проведению тождественных выездных налоговых проверок (то есть по одним и тем же налогам за один и тот же период).

2) указанные налоговые проверки действительно проводились налоговым органом в пределах одного календарного года. Однако, как следует из положений нормы пункта 5 статьи 89 НК РФ, действующее законодательство запрещает проведение более двух выездных налоговых проверок в отношении одного налогоплательщика в течение одного календарного года, в то время как запрета на проведение двух налоговых проверок в течение такого периода закон не содержит.

На основании изложенного в удовлетворении жалоб налогоплательщика было отказано.

С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий