суббота, 24 мая 2014 г.

В ГосДуму внесен давно ожидаемый законопроект "О налоговом консультировании"


23 мая председатель Комитета ГосДумы по бюджету и налогам Андрей Макаров наконец-то внес в ГосДуму три законопроекта, о которых многие говорили уже давно, но до сих пор дальше разговоров дело не заходило.

Андрей Макаров

Один из них это законопроект № 529626-6 «О налоговом консультировании». Сколько уже всего было сказано на тему качества услуг в сфере налогового консалтинга, на тему ответственности лиц, которые в силу неопытности предоставляют клиентам (консультируемым лицам) неполную или недостоверную информацию, что приводит впоследствии к крайне неблагоприятным последствиям для этих клиентов в виде налоговых доначислений по итогам налоговых проверок, привлечению к налоговой ответственности и т.п.
И вот в Думу поступил проект, направленный на то, чтобы свести к минимуму эти неблагоприятные для консультируемых лиц последствия (с его текстом можно ознакомиться на сайте ГосДумы). Он также призван повысить доверие к качеству консультационных услуг, создать гарантии для лиц, обращающихся за налоговой консультацией в получении максимально полной и достоверной информации по интересующему их вопросу. А если же неблагоприятные налоговые последствия для такого лица впоследствии наступят, то оно вправе переложить их (в деньгах, разумеется) на налогового консультанта или консультацию.
Согласно п. 1 ст. 17 данного законопроекта, налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность за качество оказываемых по договору о налоговом консультировании услуг в размере сумм санкций и пени, вменённых консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения, если совершение консультируемым лицом нарушения законодательства явилось следствием оказания этому консультируемому лицу одним или несколькими налоговыми консультантами, налоговыми консультациями услуг по налоговому консультированию (в том числе путём информирования консультируемого лица об отсутствии ответственности за совершение такого нарушения).

Предполагается, что соответствующий закон вступит в силу уже со следующего 2015 года. Ниже я привожу текст пояснительной записки к этому законопроекту.

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона

«О налоговом консультировании»

Проект федерального закона «О налоговом консультировании» (далее - законопроект) направлен на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

Характерной особенностью законопроекта является то, что он охватывает консультирование по вопросам применения положений не только законодательства о налогах и сборах, но и иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы Российской Федерации.

Законопроект вводит в Российской Федерации институт налоговых консультантов и налоговых консультаций. В настоящее время услуги по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учёта, составлению налоговых расчётов и деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Однако пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера и связано, главным образом, с однократным декларированием доходов, разовой самостоятельной уплатой налогов или получением налоговых вычетов, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового.

Данные обстоятельства порождают недостаточный уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков, что приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых деклараций, несвоевременной или неполной уплате налогов, следствием чего, в свою очередь, является применение к налогоплательщикам мер налоговой ответственности.

Введение института налогового консультирования призвано решить данную проблему.

Крайне важным является добровольный характер деятельности по налоговому консультированию. Законопроектом предусмотрено, что отсутствие статуса налогового консультанта, налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг. В то же время наличие у налогового консультанта или налоговой консультации такого статуса является для налогоплательщика дополнительной гарантией качества услуг и защитой от возможного ущерба. При этом законопроектом гарантируется тайна налогового консультирования.

Гарантия качества услуг по налоговому консультированию обеспечивается ведением государственного реестра налоговых консультантов, налоговых консультаций, включение в который возможно только при выполнении налоговым консультантом требований к профессиональному уровню, регулярному прохождению контроля качества работы, систематическому повышению квалификации.

Возмещение консультируемому лицу имущественного вреда, причинённого ему вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг реализуется через механизм саморегулирования деятельности налоговых консультантов, налоговых консультаций, предусматривающий, в том числе, имущественную ответственность членов саморегулируемых организаций налоговых консультантов.

Государственный контроль за деятельностью налоговых консультантов, налоговых консультаций заключается в ведении государственного реестра налоговых консультантов, налоговых консультаций, а также в проведении проверок контроля качества работы налоговых консультантов, налоговых консультаций, саморегулируемых организаций налоговых консультантов. Функции по государственному контролю возложены законопроектом на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления налогового консультирования предусмотрено создание Совета по деятельности в области налогового консультирования, состоящего из представителей государственных органов, саморегулируемых организаций налоговых консультантов, а также независимых представителей.

Принятие и реализация законопроекта позволит существенно повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, что будет способствовать формированию современной и качественной налоговой системы в Российской Федерации.

Принятие и реализация законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий