Экономическая
коллегия ВС РФ продолжила рассмотрение череду однотипных дел по вопросу о
необходимости включения в облагаемую базу по НДС сумм бюджетных субсидий,
предоставляемых управляющим компаниям на ремонт многоквартирных домов.
В рассмотренном деле суд первой инстанции пришел к выводу о
том, что бюджетные средства, полученные обществом на основании договоров о
долевом финансировании капитального ремонта, подпадают под понятие льгот
(субсидий), предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в
связи с реализацией налогоплательщиком услуг по обслуживанию многоквартирных
домов, в связи с чем имеются правовые основания для применения п. 2 ст. 154 НК
РФ.
Суд апелляционной инстанции указал на
ошибочность данного вывода суда, сославшись на положения статей 146, 154
Налогового кодекса, Федеральный закон от 21.07.2007 «О фонде содействия
реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ),
поскольку рассматриваемая финансовая поддержка не может быть квалифицирована ни
как выделяемая в связи с применением налогоплательщиком государственных
регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям;
перечисление денежных средств управляющим компаниям производится для целей
расчетов с подрядными организациями, а не в связи с несением ими тех или
иных убытков.
Отменяя постановление
суда апелляционной инстанции в рассматриваемой части, суд кассационной инстанции дополнительно отметил, что в результате
предоставления субсидии граждане, проживающие в домах, по которым
осуществляется софинансирование капитального ремонта, получают финансовую
экономию в размере 95% стоимости произведенного ремонта, что позволяет
применить п. 2 ст. 154 НК РФ, предусматривающий возможность освобождения от
налогообложения данных субсидий.
Экономическая коллегия оставила в силе постановление суда
апелляционной инстанции отметив, что целевое
назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление
никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим), все дома,
предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных
условиях, без каких-либо преимуществ.
Перечисление денежных средств управляющим организациям
производится для расчетов с подрядными организациями (статья 15
Закона № 185-ФЗ), а не в связи с несением управляющими компаниями тех или иных
убытков.
При таких
обстоятельствах у общества не имелось оснований для применения пункта 2 статьи
154 Налогового кодекса и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного
финансирования, полученного в порядке и на основании Закона № 185-ФЗ, а
также сумм, предоставленных бюджетом города Омска на асфальтирование
(благоустройство) дворовых территорий.
В силу статьи 162
Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158
Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы,
услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения,
в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров
(работ, услуг).
Поскольку получаемые обществом денежные средства связаны
с расчетами по проведению им капитального ремонта,
налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС в качестве
платы за ремонт средства, полученные им на основании Закона № 185-ФЗ, наряду со
средствами собственников помещений в многоквартирных домах, также поступающими
в распоряжение управляющих компаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий