среда, 15 июля 2015 г.

Обязанность по уведомлению об участии в ИО и о КИКах зависит от наличия резидентства по итогам налогового периода (Письмо ФНС РФ от 12.02.2015 № СА-3-14/460)



ФНС продолжает отстаивать свою позицию о том, что для целей применения международных договоров по вопросам налогообложения критерии резидентства физического лица могут определяться иным образом, чем указано в нормах НК РФ. При этом, по мнению ФНС, данные критерии должны применяться не только для решения вопросов исчисления НДФЛ, но и для определения наличия или отсутствия обязанности  по представлению уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о КИК.

Во-первых, налоговый орган подтвердил свою позицию о том, что из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы. Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.

То есть, даже если физ.лицо провело за границей более 183 дней, то по итогам 12 последовательных календарных месяцев, отсчитываемых с 1 января, оно все равно может быть признано налоговым резидентом РФ, если в России у него есть жилье и постоянная регистрация по месту жительства.

Во-вторых, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 25.14 Кодекса обязанности физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании или о контролируемой таким лицом иностранной компании возникают в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия или контроля и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев.

Что это означает? Применительно к обязанности по представлению уведомления об участии в иностранных организациях это может означать, например, что даже если лицо стало владельцем более 10% долей участия в иностранной организации, будучи на этот моментом нерезидентом РФ, то став резидентом РФ по итогам налогового периода (благодаря не 183 дням пребывания в РФ, а из-за наличия в РФ жилья в собственности или постоянной регистрацией по месту жительства) то у него возникнет обязанность по представлению такого уведомления.




Вопрос: О признании физлица налоговым резидентом РФ для целей уведомления о его участии в иностранных организациях, о контролируемых им иностранных компаниях и уплаты им НДФЛ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 12 февраля 2015 г. N СА-3-14/460

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу уведомления физическими лицами о своем участии в иностранных организациях и о контролируемых ими иностранных компаниях, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ) (далее - Кодекс) налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов), об учреждении иностранных структур без образования юридического лица и о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации применяется при реализации положений статей 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Кодекса в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19 установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 25.14 Кодекса обязанности физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании или о контролируемой таким лицом иностранной компании возникают в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия или контроля и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ

1 комментарий:

  1. В письме от 30 июня 2015 г. N ЗН-3-17/2536@ ФНС еще раз подтвердила свою позицию по данному вопросу

    ОтветитьУдалить