суббота, 18 июля 2015 г.

ВС пресек налоговую «схему» отчуждения предприятия под видом продажи доли в уставном капитале (Определение ВС РФ от 09.07.2015 № 305-КГ15-6915)




Верховный Суд РФ поставил точку в деле № А40-96261/2013, где нижестоящие суды разглядели налоговую «схему» в совокупности действий налогоплательщика, направленных на реализацию предприятия как имущественного комплекса под видом договора купли-продажи доли в уставном капитале вновь созданного ООО.
События в этом деле развивались следующим образом:
1)              В январе 2011 года налогоплательщиком создается ООО с уставным капиталом 10000 руб.;
2)              В апреле 2011 года происходит увеличение уставного капитала этого ООО за счет внесения в него предприятия как имущественного комплекса стоимостью почти 1 млрд. руб.;
3)              В июне 2011 года 100% доли в уставном капитале этого ООО было реализовано третьему лицу (ОАО).
Таким образом, налогоплательщик осуществил безНДС-ную схему, поскольку:
- В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается объектом налогообложения НДС операции по передаче имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ).
- Согласно подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация (передача) долей в уставном (складочном) капитале организаций не подлежит налогообложению НДС.
Каким же образом налоговому органу и судам удалось увидеть здесь схему?

Во-первых, было учтено, что наличие в предварительном договоре купли-продажи условия, о том, что к моменту заключения договоров купли-продажи долей в уставном капитале вновь созданное ООО будет владеть правами на индивидуально-определенные объекты недвижимого и движимого имущества и такое имущество будет внесено в его уставный капитал, свидетельствует о том, что без такого условия покупка 100% доли в ООО покупателя (третье лицо) вовсе не интересовала.
Во-вторых, создание ООО не предусматривало целей соответствующих Закону об инвестиционной деятельности - получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Судом установлено, что намерение о продаже ООО сформулировано налогоплательщиком спустя уже 8 дней после его учреждения. Согласно свидетельства о государственной регистрации ООО учреждено 26.01.2011, а уже 03.02.2011 между налогоплательщиком и третьим лицом заключен предварительный договор купли-продажи доли в уставном капитале.
Указанные обстоятельства опровергают довод налогоплательщика о продаже ООО как функционирующего юридического лица.
Судебные акты по данному делу: здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий