воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Суды продолжают по разному оценивать характер нормы п. 2.1 ст. 154 НК РФ (Постановление АС УО от 19.10.2015 по делу № А47-9012/2014, Определение ВС РФ от 26.10.2015 N 304-КГ15-12870 по делу N А46-12873/2014)





Суды продолжают рассматривать дела по спорам, связанным с правомерностью применения налогового вычета по НДС в случае предоставления продавцом покупателю скидок, премий, бонусов за приобретение определенного количества товара применительно к налоговым периодам до 01.07.2013.
С 01.07.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ, согласно которому ст. 154 НК РФ дополнился п. 2.1 следующего содержания: "Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором".
Характер этой нормы - уточняющий или правоустанавливающий - используется как дополнительный аргумент в указанных спорах. Те суды, которые считают, что норма носит уточняющий характер, применяют ее и к периодам до ее вступления в силу.

В деле № А47-9012/2014, рассмотренном в Уральском округе в пользу налогоплательщика, суды, сделав вывод о том, что полученные покупателем от поставщиков суммы не уменьшают цену товара и налоговую базу, и обязанность корректировать размер вычета отсутствует, удовлетворили требования налогоплательщика. Спор касался периодов до 2013 года.
При этом суд первой инстанции подчеркнул, что согласно  заключению  Комитета  Совета  Федерации по бюджету и финансовым рынкам от 25.03.2013 No 3.5-05/294 к Федеральному закону от 05.04.2013 No 39-ФЗ «Изменения в части НДС носят УТОЧНЯЮЩИЙ характер и направлены   на   совершенствование   правоприменительной практики налогообложения» (т.е. изменения, формально вступающие в силу с 1 июля 2013 года, не изменяют установленный порядок, а лишь уточняют его).
С этим выводом согласились и вышестоящие суды. В апелляционном постановлении по данному делу отмечается, что: «С 3 квартала 2013 года вступили изменения в налоговое законодательство устранившие правовой пробел, по которым выплаты продавцом товаров премии покупателю за выполнение определенных условий договора не уменьшает налоговой базы, за исключением случаев, когда такое уменьшение предусмотрено договором. Эти изменения имеют уточняющий характер и направлены на совершенствование правоприменительной практики, т.е. они не изменяют установленный порядок налогообложения, а уточняют его».
Кассационная инстанция тоже отметила, что названное носит уточняющий характер, направлено на совершенствование правоприменительной практики налогообложения и может быть распространено на предшествующие налоговые периоды (Постановление АС УО от 19.10.2015 по делу № А47-9012/2014).
Между тем, не все суды согласны с таким ретроспективным действием п. 2.1 ст. 154 НК РФ.
В одном из последних отказных определений ВС отмечается: «Ссылка заявителя на пункт 2.1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", уточняющего порядок определения налоговой базы при выплате премий поставщиком покупателю, неосновательна, поскольку указанная норма вступила в силу с 01.07.2013» (Определение ВС РФ от 26.10.2015 N 304-КГ15-12870 по делу N А46-12873/2014).
Год назад ВС (дело ООО «Алтайоптфарм», судья Першутов) также отклонил ссылку на п. 2.1 ст. 154 НК РФ, отметив, что в силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вышеуказанным положениям обратная сила не придана, следовательно, выводы общества о том, что суды не применили указанную норму к спорным правоотношениям, основаны на ошибочном толковании норм права (Определение ВС РФ от 10.11.2014 N 304-КГ14-3222 по делу N А03-21026/2013)

Комментариев нет:

Отправить комментарий