суббота, 21 ноября 2015 г.

Доначисление страховых взносов на неначисляемую зарплату директору – единственному участнику ООО признано неправомерным (Постановление АС СЗО от 12.11.2015 по делу № А21-9807/2014)




АС Северо-Западного округа в отличие от судов нижестоящих инстанций при рассмотрении дела № А21-9807/2014 фактически признал правомерным такой способ оптимизации страховых взносов во внебюджетные фонды как установление владельцем бизнеса самому себе оклада в размере, сопоставимом с МРОТ, с последующим неначислением и невыплатой указанной заработной платы.
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы Управления ПФР о том, что Общество занизило базу для начисления страховых взносов. В ходе проверки Управление установило, что директору Общества согласно штатному расписанию установлен оклад с 01.01.2011 в размере 6200 руб., а с 01.07.2013 – 7000 руб. При этом за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 (то есть за все 3 года) заработная плата директору не начислялась и не выплачивалась. Размер страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет, определен расчетным путем исходя из сумм подлежащих выплате.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности доначисления Обществу страховых взносов.
Они исходили из того, что работник, состоящий с Обществом в трудовых отношениях, имеет право на обязательное пенсионное страхование, предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о пенсионном обеспечении, а Общество обязано начислять и уплачивать страховые взносы в отношении этого работника.
Возражая против данного довода судов, Общество в кассационной жалобе указало на то, в проверяемом периоде заработная плата директору Общества не начислялась и не выплачивалась, то отсутствует объект обложения, а значит нет оснований для начисления страховых взносов.
Кроме того, по мнению Общества, определение суммы страховых взносов расчетным путем произведено Управлением в нарушение статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Суд кассационной инстанции удовлетворил кассационную жалобу Общества.
Он отметил, что согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
В данном случае Управление в акте проверки отразило, что в проверяемом периоде заработная плата директору Общества не начислялась.
Кроме того, определение подлежащих уплате страховых взносов расчетным путем также следует признать незаконным.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведших к невозможности исчислить страховые взносы.
Таким образом, в Законе № 212-ФЗ право органов контроля за уплатой страховых взносов определять расчетным путем суммы страховых взносов ограничено. В данном случае применение Управлением расчетного метода при определении сумм страховых взносов не отвечает условиям, приведенным в пункте 4 части 1 статьи 29 названного закона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий