суббота, 21 ноября 2015 г.

СК ЭС ВС рассмотрит спор о возможности освобождения от НДС ввоза лома черных металлов из Казахстана (Определение ВС РФ от 16.11.2015 № 309-КГ15-11310 по делу № А76-16715/2014)




Относительно недавно (в середине октября этого года) Комитет ГосДумы по бюджету и налогам дал ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ заключение по законопроекту № 809276-6 «О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Его авторы предлагали освободить от НДС ввоз в РФ лома черных металлов из государств ЕАЭС на том основании, что внутрироссийские операции по реализации этого лома освобождены от НДС в силу подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. В итоге этот законопроект был отозван из ГосДумы его авторами.
Казалось бы после этого вопрос с освобождением металлолома от ввозного НДС закрыт, но выяснилось, что он заинтересовал судью ВС Татьяну Завьялову, которая передала соответствующий спор на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора, заключенного между налогоплательщиком (заказчиком) и казахстанским поставщиком, в январе 2011 года обществом на территорию РФ осуществлен ввоз из Республики Казахстан товара (лом черных металлов). Сумма НДС исчислена и уплачена обществом по ставке 18 %, что отражено в первичной налоговой декларации за январь 2011 года.

Впоследствии налогоплательщиком 30.12.2013 представлена уточненная налоговая декларация по косвенным налогам при импорте товаров на таможенную территорию РФ с территории государств – членов Таможенного союза за январь 2011 года, согласно которой сумма НДС заявлена к уменьшению в размере ранее уплаченной суммы.
По мнению налогового органа и поддержавших его судов расчет НДС по ввозу лома из Казахстана должен был осуществляться по ставке 18% (как это и было сделано налогоплательщиком при представлении первоначальной декларации).
Судами отмечено, что «статьей 150 НК РФ установлен исчерпывающий перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС.
Лом и отходы черных металлов в данный перечень не включены.
Требование налогоплательщика касается несоответствия положений национального законодательства (ст. 150 НК РФ); отсутствия в нем нормы освобождающей от налогообложения ввоз лома металлов принципам, установленных международным законодательством (равенства субъектов налогообложения). Это противоречие не может быть разрешено в рамках данного дела».
В кассационной жалобе в ВС налогоплательщик привел следующие доводы:
Пунктом 5 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов от 11.12.2009 предусмотрено, что суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
Согласно статье 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов от 25.01.2008 ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Поскольку подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), то импортируемый обществом из Республики Казахстан лом черных металлов также не должен облагаться НДС.
Анализ вышеприведенных норм российского законодательства и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран – участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ, ПРОТИВОРЕЧИТ нормам и принципам международных договоров.
Судья ВС Татьяна Завьялова сочла указанные доводы налогоплательщика заслуживающими внимания и передала дело на рассмотрение СК ЭС ВС.

1 комментарий: